Как написать неск. предл

Вы знаете, вопрос «Как ты понимаешь характеристику чего-то…» чаще всего звучит в школьных стенах. Но такое понятие, как «достойный образ жизни », должно быть значимо и для нас - людей, уже не сидящих за школьными партами до боли знакомых зеленых оттенков.

Характеристика «достойный образ жизни»

Начнем с того, что образ жизни (в том числе и достойный, а вообще - любой) - это своего рода ваше жизненное устройство (уклад).

Когда говорят «Достойная жизнь - это материальные и духовные блага», ошибаются. Вы поймите, достойный не тот, у кого миллиарды или особняк в столице, а тот, кто считает значимым в жизни не наличие денег в кошельке, а:

  • уважение к старшим;
  • заботу о животных;
  • помощь детям, да и вообще людям;
  • честность в обещаниях;
  • искренность в общении с близкими;
  • жертвенность ради тех, кого любим.

Уважение к старшим и забота о них - черта достойного человека

Забота о животных - поведение достойного человека.

Поэтому когда вас спросят «», говорите «Я понимаю это, как честность во всем!».

Искренность во всем, как достойный образ жизни

Это, пожалуй, единственно верная реплика в ответ на подобный вопрос, потому что думать вот так - «Я известный бизнесмен, живу достойно, и при этом пью, не жертвую ничем ради тех, кого якобы люблю, прохожу мимо мерзнущего на улице котенка, не чувствую жалости к больным и голодным людям», это дико и смешно.

Достойный образ жизни - как это? Пример

Перейдем к анализу жизненных примеров персонажей, которые ведут приличный образ жизни - иными словами достойный.

Персонажей не будем искать в книжках и журналах, ведь смысл не в реальности самого персонажа, а в том, что и как он делал по жизни.

Смотрите, представьте, что вы проживаете в отдаленном от цивилизации селе. Все у вас хорошо - есть работа, любимые люди живы и не болеют даже, а что покушать - вы не думаете, потому что холодильник «трещит по швам» от наложенной в него еды, ассортимент которой кружит голову.

Однажды вы выходите во двор и видите забитого в угол и дрожащего от холода и голода котенка. Кстати, как он там оказался - не значимый вопрос на самом деле. Его могли подкинуть, или он сам забрел к вам в поисках хотя бы маленького кусочка хлебного или капли воды.

Как отреагирует обычный человек? Совершенно верно: «Черт возьми! Откуда ты тут и чего сидишь в моем дворе?! Пошел отсюда!». Или так: «Да, карапуз, прикольный ты, но зачем ты тут мне? Иди к соседям, может, что подкинут тебе». Вот и все.

Помните, в начале статьи мы привели значимые черты человека, по которым видно, что для него ценно и кем он является по жизни? Так вот, человек достойный проявит к брошенному котенку любовь, отдав ему хоть и маленький, но свой кусочек хлеба. И не потому он сделает это, чтобы его похвалили, а потому, что сердце ноет при виде беззащитного животного, глядящего на тебя бездонными глазами, наполненными неиссякаемой надеждой.

Нет хлеба? Нальет хотя бы водички. Нет и ее? Пригреет малыша в сарае, положив ему тряпочку или сено.

Поймите, сделать добро можно всегда, если душа этого хочет!

Ну что же, теперь вопросы типа «Как ты понимаешь характеристику “достойный образ жизни”? » не должны быть страшны для вас. И если вы честный и добрый человек, то можете быть уверены, вы живете достойно.

Если вы нашли ошибку в статье, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Во-первых, люди хотят нормально есть, пить и жить в красивом и уютном доме или квартире.

Во-вторых, человек испытывает потребность в любви, в саморазвитии, в познании, в признании заслуг со стороны общества. Хочет иметь семью, растить детей, водить их в хорошие детские сады, давать им качественное образование.

Удовлетворение всех этих потребностей и означает, что человек имеет достойный уровень жизни.

Из чего складывается цена для достойного образа жизни

Стоимость жизни в каждой стране основывается на расходах, связанных с общегосударственными затратами, а также с усредненными потребностями каждого человека.

Чем холоднее климат в стране, тем больше денег приходится тратить на обогрев жилья, разведение скота, выращивание овощей и фруктов. Из-за этого стоимость коммунальных расходов и продуктов выше, чем в стране с более мягким и теплым климатом.

Также влияет на качество жизни человека уровень доходов государства. Например, чем больше государство продает другим странам нефти, газа, и другой продукции, тем больше может тратить денег на зарплаты, социальные программы, дотации. Конечно, если оно при этом разумно расходует бюджетные средства, а не разворовывает их.

Материальный уровень населения растет, и люди начинают больше тратить денег как на базовые потребности, так и на развлечения. А чем больше они готовы платить за достойный уровень жизни, тем выше становится качество строительства жилья, товаров и услуг. При этом производитель увеличивает затраты на их выпуск, а следовательно, поднимает отпускные цены.

В каждой стране – разная стоимость жизни

В зависимости от уровня доходов и расходов государства, климатических и других факторов, цена достойного уровня жизни для человека в каждой стране разная.

Так, в Америке уровень дохода на одного среднестатистического американца должен быть не меньше 4–5 тысяч долларов в месяц, чтобы человек мог вести достойный образ жизни.

В Норвегии хороший уровень жизни имеют люди, получающие не менее 5–6 тысяч евро в месяц.

А в Арабских Эмиратах каждый мальчик при рождении получает на банковский счет по 1 млн долларов. Настолько высокий уровень доходов в этих странах за счет продажи нефти.

В то же время в Таиланде или в Венгрии достойный уровень жизни человек может получить за значительно меньшее количество денег.

Квартиру, состоящую из 2–3 комнат, с отдельной гостиной и кухней, с несколькими санузлами, можно арендовать за 300–500 долларов в месяц, а цена продажи такого жилья колеблется в пределах 30–50 тысяч долларов.

Затраты на полноценное питание составят порядка 300–400 долларов в месяц на человека. Цены на остальные продукты и услуги тоже относительно невысокие.

Поэтому и стоимость достойного уровня жизни в таких странах может колебаться в пределах 1–1,5 тысячи долларов на человека.

Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни Ангелайт

Глава 1 Что значит «жить достойно»?

Что значит «жить достойно»?

Мы уже отметили, что для каждого человека уровень жизни, который он мог бы назвать достойным, воспринимается по-разному. Это обусловлено характером человека, его воспитанием, а также уже сложившимся уровнем жизни, ставшим для него привычным. Некоторые люди пользуются распространенными стереотипами о достойной жизни, чтобы ориентироваться, сколько им еще осталось до вершины.

Но мы с вами знаем, что на вершине может и не оказаться того удовлетворения, на которое рассчитывал человек. Удовлетворение приносит только четкое определение уровня достойной жизни. И это должен определить для себя сам человек, ведь советы «знатоков жизни» и примеры достижений успешных и богатых ведут на ту ступеньку, которая намечена кем-то другим. И у этого другого человека были свои собственные размышления о том, каким должен быть именно его уровень жизни, чтобы можно было назвать ее достойной.

Так что же такое достойная жизнь и как для себя определить этот уровень? Давайте начнем с определения. До[стойно] означает «до того, как остановиться». А значит:

Достойная жизнь – это тот уровень, который нас полностью удовлетворяет и мы можем успокоиться, наслаждаясь жизнью. Мы можем быть полностью удовлетворенными.

Если оглядеться вокруг себя на улице, мы увидим множество людей, которые куда-то спешат, погруженные в свои мысли. Эти люди, скорее всего, не удовлетворены своей жизнью, им постоянно что-то нужно делать, они пока недостойно живут. Это заявление может кого-то шокировать, ведь в обществе мы пользуемся стереотипными определениями достоинств. То есть человек достойно живет, если ничего недостойного не совершает. Но здесь и кроется парадокс: а что такого достойного он совершает?

В контексте нашей темы можно задать этот вопрос иначе, точнее: что делает человек для того, чтобы выйти на достойный уровень жизни? То есть как минимум необходимо определиться с тем уровнем, на который мы будем нацелены в своих действиях. Легко ожидать конкретной прибыли, если мы знаем положенную в банк сумму и обещанные проценты. Но наша жизнь проходит в быстро меняющемся мире, насыщенном разными событиями, которые меняют не только ход истории, но и наше отношение к привычным вещам. Таким, как семья, секс, деньги, здоровье, уровень интеллекта и даже размер женской груди. Ведь когда-то в Англии пышногрудые барышни считались негламурными.

Достоинства, определявшие уровень признания в обществе, тоже претерпевали изменения. Были времена, когда в России все решали не деньги, а связи в бюрократическом аппарате, а за деньги ничего толкового купить было нельзя. В народе ценились образованность и трудолюбие, если я не романтизирую те времена, конечно. Времена изменились, и теперь быть бедным хуже, чем глупым. В некотором смысле эти два понятия даже слепились и воспринимаются в одном смысле: если ты беден, значит, ты глуп.

Современные романтики считают, что понятия честь и совесть в наши дни утратили свое значение, а деньги недостойно занимают место в умах людей. Но я уверен, что человечество находится на этапе пересмотра некоторых ценностей, сложившихся на протяжении веков. Например, в развивающихся странах деньги приобретают все большую ценность как цель в жизни. А в богатых странах, которые столетиями грабили свои колонии и лишали миллионы людей жизни, начали ценить человеческую жизнь и свободу.

Некоторые нации решили, что быть особенными мало, нужно быть еще и богатыми, другие же поняли, что человечность – хорошее дополнение к богатству. В этом котле мнений трудно разобраться и выбрать что-то конкретное безошибочно. Но у нас есть великолепная модель Матриц Жизни, которая поможет нам разложить все по полочкам и определиться с тем, какую жизнь можно считать достойной каждому из нас.

То, что для каждого человека достойный уровень жизни будет выглядеть по-своему, у меня не вызывает сомнения. Ведь изначально мы имеем свой индивидуальный набор энергий в своих матрицах . И наши матрицы обусловливают тот уникальный путь, который нам необходимо пройти, чтобы достичь удовлетворяющего нас уровня жизни. Если мы будем понимать, почему мы хотим того, к чему стремимся, то нам легче будет выбирать средства достижения. Ведь если желаниями человека управляет зависть или лень, то результаты, скорее всего, будут неудовлетворительными.

Постараюсь объяснить. Любое негативное чувство в большей степени рождено подсознательными процессами, которые скрыты в глубине нашей души, нашего сознания. И контролировать свои действия в полной мере сознательно мы не можем. Поэтому и оценить результат нам обычно бывает сложно. Лень, зависть, злоба, месть и т. д. – все это примеры негативных чувств, порождаемых подсознательными процессами. И это, конечно, не приближает нас к достойной жизни. Разбираться со своими желаниями и чувствами мы будем также на основе модели Матриц Жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Глава 2 Сияющие перспективы личных достижений. Как жить достойно, используя положительные стороны матриц Мы уже знаем с вами о том, какие плюсы существуют в каждой матрице. Положительные проявления матриц в нашей жизни позволяют нам быть более счастливыми, если

Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Глава 3 Наука жить достойно Мы с вами уже сделали первые шаги к тому, чтобы вывести науку о достойной жизни из ранга только моральной стороны нашей жизни. Одной моралью сыт не будешь, да и тема, как оказалось, затрагивает более глубокие слои сознания. Мы знаем, что мораль

Из книги Крайон. 45 практик, чтобы научиться получать помощь Вселенной автора Лиман Артур

Быть в потоке – значит, жить здесь и сейчас каждый момент жизни Как же научиться быть в потоке, не цепляясь ни за прошлое, ни за будущее, ни за сами свои желания, ни за свои планы и намерения? Для этого надо самому стать текучим, как поток, или как волна. Только тогда мы сможем

Из книги Свобода и любовь автора Мелло Энтони Де

МЕДИТАЦИЯ 23 ВИДЕТЬ – ЗНАЧИТ ЖИТЬ И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. Матфей 14, 23 Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что любить можно только в одиночестве?Что значит любить?Это значит – видеть человека, предмет,

Из книги Ворота в другие миры автора Гардинер Филип

Глава 1 Ворота: что это значит? Слово «ворота» вызывает у нас различные ассоциации. Для западного христианского мира это, в первую очередь, небесные врата - ворота к небесам, охраняемые святым Петром. Желающих пройти сквозь них он проверяет на весах жизни, подобно тому,

Из книги Спонтанная эволюция: Позитивное будущее и как туда добраться автора Липтон Брюс

Глава 1 Поверить - значит увидеть Не нужно спасать мир - достаточно его не гробить. Свами Бияндананда Каждый человек, осознает он это или нет, хочет исправить этот мир. На сознательном уровне многие из нас стремятся к спасению планеты исходя из альтруистических или

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Достойно королей Говорят, что точность – вежливость королей, но я еще добавляю, что это еще и удача романтиков, ведь романтики вечно везде опаздывают, увлекшись своими фантазиями. Прорабатывая Третью Матрицу, можно научиться точности, благодаря которой вы не только

Из книги Простой путь к счастливой жизни. Дневник Души на планете Земля автора Усманова Ирина Александровна

Из книги Близость. Доверие к себе и другому. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Психодинамика колдовства, или Введение в паралогию автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Прислушайтесь к своему лучшему другу – слушайте свое тело автора Виилма Лууле

Из книги Русь Летописная автора Демин Валерий Никитич

Глава 7 САРМАТИЯ - ЗНАЧИТ, РОССИЯ Рысья шапка и глаза косые, Уходите, скройтесь от беды! Вихрь железный на степях России Заметет поблекшие следы… Сергей МАРКОВ Долгое время с легкой руки знаменитого античного ученого-энциклопедиста II века н. э. Клавдия Птоломея,

Из книги Психодинамика колдовства, или введение в паралогию. автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Дорога в другие миры автора Гардинер Филип

Глава 1 Ворота: что это значит? Слово «ворота» вызывает у нас различные ассоциации. Для западного христианского мира это, в первую очередь, небесные врата - ворота к небесам, охраняемые святым Петром. Желающих пройти сквозь них он проверяет на весах жизни, подобно тому, как

Из книги Истинная близость. Как меняется секс, когда отношения достигают духовной гармонии автора Троуб Амана

Из книги Хватит думать! Действуй! [Больше, чем позитивное мышление] автора Энтони Роберт

Паша с детства хотел жить достойно.

Это словосочетание он услышал еще в 4 года от папы, мрачно раскурившего папиросу на кухне под новостные телепередачи и костерившего всех лиц на экране.

Паша был хорошим сыном, закрывал уши, когда того требовалось, прикрывал глаза, когда смотреть не следовало, не перечил взрослым, был примерным.. но очень захотелось жить достойно.

Прошло 20 лет.

Павел обрел самостоятельность, во многом вынужденно. Остался единственном членом семьи. Мать и отца схоронил почти подряд, когда ему только стукнуло 18.

Учился и работал, сторонился сверстников, ведущих веселый образ жизни.. Да, образ жизни.

Все 20 лет из головы Павла не выходил вопрос о достойной жизни -- как же это? Что будет и что для этого надо?

Свою трудо-уче6ную жизнь достойной не считал. Как и не считал достойным подражания поведение своих сверстников. Однако, есть же он, этот достойный образ жизни! Как же его понять и как к нему придти?

0 0

Бутик «Черная кошка» - это целое сообщество людей, которые занимаются очень важным вопросом, а именно, красотой женщины. А что может подчеркнуть и выгодно преподнести естественную красоту женщины лучше, чем красивая, элегантная и стильная одежда?

В бутике «Черная кошка» каждая женщина сможет найти те вещи, которые идут именно ей, вещи, которые заставят женщину чувствовать себя еще более привлекательной, соблазнительной и изящной. Любой предмет одежды, будь то платье, пальто, пиджак, куртка или брюки, Вы сможете найти в нашем бутике. И мы гарантируем, что при помощи наших консультантов Вы найдете ту вещь (или вещи), которая станет Вашей любимой.

Мы имеем внушительный опыт в области женской красоты. Наш бутик существует с декабря 1999 года. То есть вот уже 13 лет мы динамично развиваемся для того, чтобы обеспечить наших прекрасных покупательниц стильными, яркими и роскошными нарядами. Наши консультанты – истинные мастера своего дела, они работают с каждой...

0 0

Я думаю что достойный образ жизни если считать у человека это занятие спортом, не пить, не курить есть правильную еду, успешно закончить учёбу и пойти работать. А если считать достойный образ жизни вообще то можно сказать что сохранение природы, всё делать правильно и ничего не изменять. человеческие сообщества приходили к сходным предписаниям достойного поведения. В настоящей статье предлагается кодекс рекомендаций, содействующих, по моему мнению, достойной, благополучной и счастливой жизни человека. Они сложились в результате изучения документов, содержащих заповеди, заветы, запреты, декларации и другие предписания, касающиеся поведения человека в обществе.
Как известно, предписания Ветхого завета претерпели определенную эволюцию и предстали в несколько ином виде в более поздних документах - Евангелиях, Коране и даже Моральном кодексе строителя коммунизма (1961 г.). Так, часть заветов Иисуса Христа повторяет заветы Ветхого завета, но другие заветы становятся более...

0 0

Польза здорового образа жизни общеизвестна и вот уже долгие годы не подлежит сомнениям. Качественное и сбалансированное питание, крепкий сон, посильный физический труд, частые прогулки на свежем воздухе – все эти аспекты во многом помогают укреплению организма, способствуют молодости и долголетию. Однако именно спорт в жизни человека становится наиболее мощным и действенным фактором в деле сохранения здоровья. Спорт всячески способствует гармоничному развитию человека, и в особенности это важно в молодом возрасте. Именно поэтому и мальчишкам, и девчонкам рекомендуются регулярные занятия спортом с самых юных лет, дабы он сумел оказать свое благотворное влияние и заложил хорошую основу здоровья на долгие, долгие годы. Занятия спортом – это неотъемлемая составляющая жизни человека, обеспечивающая необходимую активность. Физкультура и спорт дарят заряд бодрости и оптимизма, укрепляют иммунитет и тем самым ограждают человека от различных заболеваний. Спорт неразделимо связан с...

0 0

Пишем сочинение правильно:
Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей: вступление, содержание, заключение. В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.

Как писать школьные сочинения:

Как написать сочинение рассуждение? - Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например "Мое любимое время года", "Наша планета - Наш дом" и т.п.
Как написать небольшое сочинение в виде эссе? - Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе - свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста...

0 0

Существует такая характеристика достойный образ жизни. Что это означает и что включает в себя понятие достойный образ жизни? Первое, что приходит на ум, это – материальное благосостояние. И это верно.

Человек не должен жить в бедности. Когда приходится постоянно думать о том, хватит ли денег на то, на это, до конца месяца, трудно реализовать свой творческий потенциал. Это могут лишь единицы, творить, отрешившись от всего земного.

Это как первая ступень формирования достойного образа жизни – научиться удовлетворять свои каждодневные потребности. Когда мозг очищен от бытовых проблем, человек понимает, что быть сытым недостаточно для того, чтобы быть счастливым.

Начинают появляться вопросы – Чем бы таким интересным заняться? Включается творческая активность. Человек ищет себе занятие по душе. А кто ищет, тот всегда найдет. Только в том, что нам нравится, мы способны добиться значительных успехов.

Еще ни одному человеку, занимающемуся делом, которое не приносит ему...

0 0

Как составить сочинение по истории на ЕГЭ-2016?

В 2016 г. будет введено новое задание на ЕГЭ по истории – написание исторического сочинения по указанному периоду. Учащиеся несколько растерялись, ведь в предыдущие годы было иное задание – написать сочинение по характеристике личности.

Предлагаю свой вариант отработки умений по новому варианту задания 25.

Сочинение по истории ЕГЭ - примеры и с чего начать

Мне представляется, что начинать работу по написанию сочинения по истории лучше всего с того, чтобы вспомнить и выписать все личности, которые связаны с выбранным периодом. Например, предложено написать сочинение о периоде 1019-1054. Это период Киевской Руси. Вспоминаем, что в это время правил Ярослав Мудрый. Какие ещё личности связаны с этим периодом? Конечно, дети и, прежде всего вспоминается любимая дочь Ярослава, ставшая королевой, а после смерти мужа правителем Франции....

0 0

Обществознание. ЕГЭ-2015 год.11 класс

Материалы для занятия по подготовке к выполнению 36 задания (С9) или как написать мини-сочинение по обществознанию.

Задание 36 завершает работу по обществознанию и нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем и является заданием высокого уровня сложности. Рекомендуемое время выполнения - 45 минут.

Темы для мини-сочинения задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук (философия, политология, экономика, право, социология и социальная психология) обществоведческого курса. Темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок. Однако выпускники вправе раскрывать тему-высказывание в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Данное задание...

0 0

Домашнее задание: упражнение № 11 или мини-сочинение на тему « Я мечтаю …». Картинка 15 из презентации «Урок Приставки и предлоги» к урокам русского языка на тему «Предлог»

Размеры: 133 х 100 пикселей, формат: gif. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Урок Приставки и предлоги.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1496 КБ.

Скачать презентацию

Предлог

«Урок русского языка Предлоги» - От. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? (А. Шибаев). Основополагающий вопрос Что такое предлог? Как пишется предлог с другими словами? Г о п р д л е. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся. Над. Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Цель урока. Перед. Воспитывать любовь к русскому...

0 0

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой , изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.

Концепция уже в самом названии глубоко философична. Образ жизни - это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности. На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами -стремлением к истине, добру и красоте.

Как справедливо отмечает Н. Е. Щуркова, образ жизни - это новообразование человека, уже прожившего какой-то отрезок жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способный обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.

Н. Е. Щуркова в педагогический обиход вводит непривычные для обыденного мышления понятия, такие, как «проявления жизни», образ жизни», «новообразование человека».

Что это за новообразование? Какова его структура? Как и благодаря чему происходит становление и дальнейшее разви­тие этого качества? Каковы функции и механизм формирования? Ответ на эти вопросы можно найти в уже названной работе профессора Н. Е. Щурковой и других ее книгах: «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры», «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии», «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Понятие «воспитание» .

Профессор Н. Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Уже в самом определении исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.



Цель и принципы воспитания .

По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Личность. Лик. Социальное лицо человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным , обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).

Другим целевым блоком в концепции Н. Е. Щурковой является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное , обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное , обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа (hоmо сгеаtus - человек творческий или hоmо fаbег - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни, как уже отмечалось, есть три основания – истина, добро, красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую че-ловеческую сущность: реализовать себя как hоmо sарiеns, осуществить в себе способность быть hоmо сгеаtus, проявить себя как Hоmо mогаlis.

Заканчивая разговор о цели воспитания, обратимся к одной весьма существенной авторской ремарке. Ее важно понять и принять. «Цель воспитания,- как считает Н. Е. Щуркова, - должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека».

Практикоориентированное мышление учителя задает беспокойный вопрос: как реализовать эту цель на практике? Естественно ожидать, что каждый пойдет своим путем, но есть общие принципы (основополагающие правила), соответствующие механизмы воспитания, приводящие замыслы в движение к цели, должно быть и соответствующее содержание, наполняющее воспитательный процесс.

Обратимся к основополагающим педагогическим правилам воспитания - принципам, которые не декларируются, по мнению автора концепции, а выводятся из анализа цели воспитания.

Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия учитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рожда­ются в той или иной педагогической ситуации и «умирают», когда ситуация разрешается. Но существуют «заглавные», основополагающие принципы, лежащие в основании всех других. Н.Е. Щуркова называет следующие:

1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения , предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности , предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

3) принцип принятия ребенка как данности , означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ре­бенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Только философическое воспитание может содействовать становлению субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоя­тельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жиз­ни. И наши дети «с молодых ногтей» должны понимать, что есть разные люди: одни «плывут по течению» и оказываются там, куда занес их ветер обстоятельств; другие делают свою жизнь такой, какой она должна быть по их понятиям и представлениям.

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьника удалось обеспечить философическую направленность.

Н. Е. Щуркова называет пять методическихнаправлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое направление - обнаружение ценности (значимого для себя) за объектами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе направление - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье направление- находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются об их предназначении. Для этого учителям нужно уметь расширять социальный кругозор воспитанников, уметь предъявлять им исторические события, социальные зарисовки, художественные образы так, чтобы создавалась богатая палитра социальных явлсний, из которых строится представление о жизни, достойной Человека. Для этого нужно уметь говорить с детьми о жизни доступно, но вместе с тем - высоко и философично, «поставляя» им таким образом достойный «материал» для того, чтобы строить собственную дорогу жизни, достойной Человека.

Учить школьников искусству поиска смысла жизни - профессиональный долг истинного воспитателя. Массовик-затейник сделать это не в состоянии, зато мудрому наставнику это по плечу. У такого воспитателя любое дело носит философический характер. Оно всегда ставит воспитанника не только в позицию нравственного выбора, но выбора лучшего себя.

Так, в повседневной жизни в со-бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Четвертое направление - упражнение детей в принятых формах ценностных отношений к истине, добру, красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».

Естественно предположить, что это не упражнения по типу физических в искусственно создаваемых ситуациях. Это орга­низация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Извест­но, что стихов о природе не бывает. Они всегда о том, что видит и чувствует человек. Становление человеческого в че­ловеке происходит благодаря вочеловечиванию, когда подросток умеет видеть «за скамейкой заботу о человеке, за репродук­цией - отражение созданной художником красоты, за уроком - общение, за дневником - один из способов конструи­рования собственной жизни, а за стариками - этап жизни, неотвратимо наступающий для каждого человека». Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

И пятое направление – это постояннное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Здесь уместно вспомнить весомое, как и все у А.С. Мака­ренко, педагогически оправданное суждение: настоящий воспитатель воспитывает и тогда, когда он не воспитывает. Действительно, случайная реплика, воспоминания о чем-то, ситуативные ассоциации, возникшие «мимоходом», у истинного воспитателя западают в душу и подчас творят чудеса. В воспитательной практике, в реальном событии субъектов педагогического процесса все многочисленные методические направления (хотя вслед за автором концеп­ции мы назвали лишь пять) сливаются в единый процесс и результат и становятся бытием - духовной жизнью всех взаимодействующих людей. Так происходит тогда, когда все направления имеют единый источник и решают задачу стимулирования школьников к ценностному осмыслению жизни.

А возможно это в том случае, если философическое допол­няется и органично соединяется с диалогическим воспитанием.

Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стрем­ление к диалогу - родовое, природное качество человека. Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными пред­метами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного - есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. И это даже в том случае, если участниками диалога становят­ся учитель и ученик, именитый ученый и подросток.

Однако проблема существует. Уходит, «растворяется в жиз­ни» возраст «почемучек», а подростки неохотно вступают в диалог, избегая «разоблачения». Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал. Это педагог, обладающий достаточны­ми духовными ресурсами, которому интересен воспитанник таким, каков он есть, и который понимает, что только в диалоге рождается то эмоциональное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие.

Вспомним, как работал (а вернее, со-бытийствовал) с шес­тилетками, будущими учениками своей школы, ее директор Василий Александрович Сухомлинский. Он шел с детьми в лес, в поле, на берег речки и инициировал их рассказать о том, что они видят, слышат, чувствуют. Таким образом, он развивал в них способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чув­ствовать и находить слова, чтобы сказать об этом вслух.

В книге Н.Е. Щурковой «Три принципа воспитания» мож­но найти и специальные упражнения, реализующие диало­гическое воспитание. Это организация размышлений детей над собственными ощущениями, переживаниями, мысля­ми, действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Важно заметить, что такая работа не должна носить одноразовый характер, А учитель не только научает своих воспитанников диалогическому мышлению, но получает представление о феномене, который образует «связность жизни» того или иного ученика. Он находит ответ на вопрос, что объединяет разрозненные факты жизни подростка в цельность пред­ставлений о жизни. Связность жизни - явление, феномен философический, но он должен быть в педагогическом оби­ходе учителя - в его теоретическом арсенале и в практике. Связность жизни - это некая ось, на которую системно нанизываются события жизни, образуя образ ее. Связность жизни - некий фокус, куда «стягивается» все, так или иначе соотносящееся с жизнью.

Диалогическое воспитание может осуществляться и в коллективных дискуссиях, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый ценен как индивидуальность. Диалогическое воспитание не может и не должно ставить цель некоего единомыслия, «общего знаменателя». На самом деле важен факт «подвинувшегося» самосознания, выражения и познания себя, обретения субъектности, без которой образ жизни, достойной Человека, состояться не может. Формами диалогического воспитания могут стать и групповые игры, где важен свободный выбор, в котором происходит осмысление своих интересов и ценностных предпочтений, т.е., по большому счету, себя как носителя воли и отношений. Конкретный образец такой игры - «Белая ворона» - описан в ранее указанной книге Н.Е. Щурковой «Три принципа воспитания».

Теперь остановимся на этическом воспитании , при осуществлении которого педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

На самом деле это принципиальная педагогическая по­зиция: человек (наш воспитанник) - всегда цель и никогда средство. Данная позиция высвечивает столько очевидностей, от которых захватывает педагогический дух. Например, нельзя кричать на воспитанника, потому что он человек; нельзя сорить, портить, ломать что-либо, потому что за всем этим - труд человека.

Образ жизни, достойной Человека, не может сформиро­ваться, если у подростка не развито философическое отно­шение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает».

Этический характер воспитанию придают взаимоощуще­ние и взаимодействие, выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность. По мнению автора концепции, некоторые усматривают здесь противоречие: мол, если принимать воспитанника как данность, т.е. таким, какой он есть, то утрачивается всякий смысл воспитания, даже если оно понимается как создание условий для самоосуществления, для полной реализации сил и способностей, заложенных природой. Нет, - отвечает автор, - не утрачивается, ибо понимание и принятие ребенка - уже факт воспитания. И это вовсе не попустительство грубости, распущенности, лености, неуважительности в адрес другого человека.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного - всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определим основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников.

1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.

2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко - о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.

3. Общее принятие индивидуальности, человеческой не­похожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно Н.Е.Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьника. В Программе определены педагогические за­дачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимо­действия, способствующие их решению. Такими задачами являются:

Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

Формирование образа жизни, достойной Человека;

Формирование жизненной позиции, развитие способ­ности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Механизм формирования образа жизни, достойной Чело­века . Мы беремся за очень сложную, практикоориентированную задачу - определение механизмов воспитания. Дей­ствительно, что приведет в движение избранные цели и содержание и даст необходимый результат? Автор концепции Н.Е.Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Ло­гика автора такова: способность осознания, оценочной реф­лексии, определение и принятие образа жизни требуют оп­ределенной интеллектуальной, духовной и душевной зре­лости, того, что выливается в жизненный опыт.

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества.

Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Этих норм ве­ликое множество, но у всех единое основание - истина, добро и красота. Учащиеся 2-4-х классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам куль­турной жизни.

Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени до­вольно сложно и философично, ведь речь идет о формиро­вании представлений о человеке как субъекте жизни и наи­высшей ценности на Земле. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулиро­вать школьников к ценностному осмыслению жизни чело­века, его предназначения.

Учителю может показаться, что говорить о столь слож­ных вещах с пятиклассниками преждевременно. На самом деле это не так, если учитель умеет (словами, делами, в общении) создать ситуации, когда взрослеющие дети заду­мываются над смыслом собственной жизни, своего пред­назначения.

Не станем утверждать, что делать это легко. Это трудно, но это необходимо. Ш.А.Амонашвили умеет говорить о смысле жизни и предназначении человека даже с учащимися на­чальной школы.

Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Это новая высота. И если предыдущие ступени размещали наших воспитанников в мире природы, в мире культурных ценностей, то теперь мы сопровождаем их в социальный мир, в мир отношений людей. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и стро­ить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными.

Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирова­ние ценностного отношения к социальному устройству че­ловеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.

Шестая студень - это 10-11-е классы. Идет формиро­вание жизненной позиции, развитие способности к инди­видуальному выбору жизненного пути.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре про­исходит, по утверждению Н. Е. Щурковой, благодаря ус­пешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окру­жающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культур­ных умений и навыков, необходимых для жизни в совре­менном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей челове­ческой культуры.

Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Это принципиальный момент, ибо на практике не­редко сформированность элементов «знаю» или «умею» рас­сматривается как окончательный, а не промежуточный ре­зультат воспитательной деятельности.

Приведем пример. Благодаря воспитательным уси­лиям наши подопечные знают, что место в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту. И что с того, если я не умею это сделать учтиво и коррект­но, так, чтобы человек, старший меня по возрасту, с бла­годарностью и добрым настроением «занял» предложенное место. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне умею нельзя, ибо это тоже промежуточный ре­зультат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально «созре­ла» постоянная готовность уступать место. Позитивное отно­шение, если хотите, любовь к стилю подобного поведе­ния - и есть результат, воплощенный в «люблю».

Еще одно важное, на наш взгляд, замечание. Автор не­однократно утверждает, что восхождение ребенка к ценнос­тям культуры, его движение от одной ступени к другой ус­пешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руко­водству педагогическим процессом. На практике это означает успешную реализацию классным руководителем трех основных функций:

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и уче­нического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Для определения эффективности процесса воспи­тания, как полагает Н.Е.Щуркова, необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитатель­ного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Если целевым ориентиром вос­питания является личность, способная строить жизнь, дос­тойную Человека, то, следовательно, основания такой жиз­ни - истина, добро и красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.

Для более целостного и детального анализа и оценки ре­зультативности воспитательного процесса Н.Е. Щуркова пред­лагает использовать и такие показатели, как:

Внешний облик ребенка;

Физическое и психическое развитие детей;

Их поведение;

Качественность разнообразной деятельности;

Способности и самочувствие детей;

Ценностные предпочтения;

Отношение ребенка к своему Я.

И еще одно важное замечание автора концепции целесо­образно учитывать в практике диагностической деятельнос­ти. Она подчеркивает, что «воспитательный результат - это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого до­стигло человеческое общество на данный момент своего ис­торического развития».

Литература.

1.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

2. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М., 1997.

3. Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. -1996. - №2. - С.24-27.

4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. - М., 1999.

5. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника. - Смоленск, 1995.

6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.- М., 1998.

7. Щуркова Н.Е. Философическое воспитание // Воспитание школьников. – 1996. - №3. – С.8-11.