Что такое психоанализ в психологии определение. Что такое психоанализ? Психоанализ и социальная психология

Разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на, то что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и в этом смысле нефилософский) статус П., учение Фрейда с момента своего возникновения не только претендовало на обобщения философского характера, но и включало в себя установку на создание своеобразной философии человека. Становление П. связано с попыткой найти выход из тупиков, в который вели философию, с одной стороны, позитивизм, ориентированный исключительно на естественнонаучное знание, и, с другой стороны, иррационализм, апеллирующий к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия. Организационное оформление П. началось в 1902 с образования маленького кружка единомышленников, затем переросло в Венское психоаналитическое общество и наконец завершилось распространением психоаналитического движения во многих странах Западной Европы и Америки. В П. исследуется не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Онтологическая проблематика смещается в плоскость психики. Реальностью признается психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся особым закономерностям развития, далеко не всегда имеющим аналог в физическом мире. Исследование психически реального, выявление закономерностей функционирования человеческой психики, изучение внутренних коллизий и драм, разыгрывающихся в глубинах человеческого бытия, - таковы существенные моменты психоаналитической философии. П. опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная, но тем не менее реально значимая и заметно отличающаяся от процессов сферы сознания. Если в некоторых философских системах прошлого признание самостоятельного статуса бессознательного ограничивалось в лучшем случае попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными процессами, то в П. исследуются не только эти взаимоотношения, но и содержательные характеристики самого бессознательного психического. Бессознательное сравнивается с большой передней, где находятся все душевные порывы, а сознание - с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит страж, пристально разглядывающий каждое душевное движение и решающий вопрос о том, пропустить ли его из одной комнаты в другую. Если душевное движение допускается в салон, то оно может стать сознательным, когда привлечет к себе внимание сознания. Передняя комната - обитель бессознательного, салон - вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно сознательного. Таково одно из пространственных, или топических, представлений П. о человеческой психике. В 20-е годы в П. используется иное сравнение. Психика понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого скрыты потаенные душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельностьиндивида. Сверх-Я - инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Сверх-Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. В итоге Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь "несчастным", подверженным троякой угрозе: со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я. Учение о "несчастном Я" направлено против светских и религиозных иллюзий о человеке как внутренне непротиворечивом существе. Согласно Фрейду, на протяжении истории развития научной мысли человеческая самовлюбленность претерпела несколько ощутимых ударов - "космологический", нанесенный Коперником и сокрушивший представления человека о Земле как центре Вселенной; "биологический", нанесенный Дарвином, показавшим, что человек является лишь ступенькой в эволюции животного мира. Но наиболее ощутимым должен стать, согласно Фрейду, удар "психологический", исходящий из учения о "несчастном Я", не являющимся господином в своем собственном доме. Душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение связано с защитными механизмами, позволяющими приспосабливаться к внешнему миру. Человек руководствуется в жизни двумя принципами. Первый из них - "принцип удовольствия" - внутренне присущая каждому индивиду программа функционирования психических процессов, в рамках которой бессознательные влечения автоматически направляются в русло получения максимального удовольствия. Второй - "принцип реальности", корректирующий ход протекания психических процессов в соответствии с требованиями окружения и задающий ориентиры, способствующие избежанию потрясений, связанных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетворения влечений. Однако защитные механизмы подобного рода, эффективные по отношению к внешней реальности, не всегда способствуют разрешению глубинных конфликтов, обусловленных психической реальностью. В лучшем случае происходит вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний в сферу бессознательного. При этом создается лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, ибо вытесненные в бессознательное желания человека в любой момент могут вырваться наружу, став причиной очередной драмы. Разрешение внутренних конфликтов должно достигаться путем сознательного овладения желаниями, непосредственного их удовлетворения или сублимацией. П. как раз и замышляется в качестве эффективного средства оказания помощи тем, кто нуждается в переводе бессознательного в сознание. Практика П. направлена на выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки "свободных ассоциаций", толкования сновидений, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и т.д.) и тех "мелочей жизни", на которые, как правило, не обращают внимания. В теоретическом отношении это самым тесным образом связано с психоаналитической теорией познания, основывающейся на признании наличия в человеке такого знания, о котором самому ему ничего не известно до тех пор, пока не будет восстановлена цепь воспоминаний о реальных событиях прошлого, некогда имевших место в жизни отдельного индивида или в истории развития человечества. Познание бессознательного является в П. не чем иным, как припоминанием, восстановлением в памяти человека ранее существовавшего знания. Психоаналитически истолкованное сознание оказывается воскрешением знания-воспоминания, вытесненного в предсознательное в силу нежелания или неумения человека распознать за символическим языком бессознательного те его внутренние стремления и желания, которые нередко ассоциируются с какими-то скрытыми демоническими силами. П. объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека, опираясь на постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто, связанное с сексуальными отношениями в семье между детьми и их родителями. Познание бессознательного завершается обнаружением в нем Эдипова комплекса - тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Как в теоретическом, так и в практическом плане расшифровка "следов" бессознательного и выявление его смысла не решали окончательно вопроса о возможности понимания и осознания бессознательного психического, поскольку интерпретация бессознательных представлений допускает произвольное толкование и не исключает пристрастного отношения, проявляющегося в процессе познания бессознательного. В психоаналитической философии просматривается стремление к выявлению нравственных оснований человеческого бытия. Расшифровка символического языка бессознательного, толкование сновидений, обнаружение симптомов болезненного расщепления внутреннего мира личности - все это приводило к признанию "злого", "дурного" начала в человеке. Другой аспект состоит в том, что развертывание бессознательного психического сопровождается не только соскальзыванием к низшему, животному началу человеческого существа, но и деятельностью по созданию высших духовных ценностей жизни, будь то художественное, научное или иные виды творчества. В П. находит отражение кантовская идея о "категорическом императиве", рассматриваемом в качестве особого психического механизма, всецело предопределяющего или корректирующего деятельность человека. Этим императивом является совесть, вытесняющая и подавляющая природные влечения индивида. Таким образом, в психоаналитической философии фиксируется двойственность бытия человека в мире, связанная с естественной и нравственной детерминацией его жизнедеятельности. Акцентируя внимание на подавлении культурой сексуальных влечений человека и соотнося "культурную мораль" с ростом невротических заболеваний, Фрейд выражал надежду на то, что когда-нибудь проснется "совесть" буржуазного общества, в результате чего произойдет изменение нравственных норм, способствующее свободному развитию личности. В психоаналитической философии рассматривается комплекс проблем и культурного, и социального характера. Обсуждаются проблемы "коллективных неврозов" и "невротической культуры", а также такие темы, как антисоциальное поведение индивидов и психология масс, "социальноевлечение" и социальная справедливость, "культурное лицемерие" общества и регулирование человеческих отношений в нем, "корпоративный дух" и трудовая деятельность и т.д. Однако социокультурная проблематика преломляется, как правило, через семейно-сексуальные отношения, получает такую трактовку, которая легко вписывается в психоаналитическое толкование бытия человека в мире как непрекращающейся борьбы между "инстинктом жизни" (Эросом) и "инстинктом смерти" (Танатосом). Философское осмысление П. характерно для целого ряда направлений современной западной философии, о чем свидетельствует разработка таких концепций, как "психоаналитическая философская антропология" (Бинсвангер), "экзистенциальный П." (Фромм), "психоаналитическая герменевтика" (А. Лоренцер), а также ряда "синтетических" философско-антропологических учений, сочетающих отдельные идеи П. с "феноменологией духа" Гегеля (Рикёр) или феноменологией Гуссерля (Л. Раухала). В.М. Лейбин П., поначалу обозначавший метод лечения неврозов, по мере перенесения внимания Фрейда на исследование сновидений и ошибочных действий становится общим обозначением техники анализа психологических феноменов. Дальнейшая теоретическая разработка расширяет значение П. Он понимается уже не только как техника, но как самостоятельная научная дисциплина или проект, осознанно отграничивающий себя, с одной стороны, от метафизики, с другой - от классической психологии, что подчеркивается также его особым обозначением: "метапсихология" или "психология бессознательного". Фрейд предпринимает неоднократные попытки определить сущностные черты "мета-психологии", однако ни ему самому, ни его последователям не удается представить метапсихологию в виде особой системы, вывести основоположения психоаналитического метода. После первой серии метапсихологических статей Фрейда (последняя из которых датируется 1915) и многочисленных работ второго поколения психоаналитиков (Абрахама, Ференчи, Райха, Кляйн, Джоунса и др.), в 50-х годах происходит "пересмотр" концепции мета-психологии, связанный с именем Лакана. Используемая при этом техника заимствуется из лингвистики и общественных наук (Р. Якобсон, Леви-Строс), а образование понятий опирается на философскую традицию Гегеля и Гуссерля. По мысли Фрейда, предмет мета-психологии составляет описание того или иного психического процесса в его топографических, динамических и экономических аспектах. Топографический угол зрения фиксирует различие сознательных и бессознательных представлений, динамический - интенсивность протекания психических процессов и напряженность импульсов, а экономический устанавливает распределение психической энергии между структурными частями психики и определяет источник импульса. Структурная метапсихология постепенно отказывается от использования понятий психические "зоны", "силы" и "энергии", пришедших в П. из психофизики. Однако то, что Фрейд в свое время обозначал как "топика", "динамика" и "экономика", в современной: психоаналитической теории фактически полностью выражают ее четыре центральных концепта: "бессознательное", "влечение", "повторение" и "перенос". Основное понятие П. - бессознательное. Традиционное представление о бессознательном, служившее метафизической основой нейрофизиологической психологии, принимается Фрейдом вплоть до 1895. Последующая разработка концепции бесознательного приводит к его радикальной переинтерпретации. П. постулирует несводимость психического к сознательному. В теоретическом и методологическом отношении одинаковую ценность имеют как "манифестированные" (явленные) содержания психических процессов, так и "латентные" (неявные) содержания психического. Любое психическое содержание есть "запись". Вопрос при этом стоит не столько о том, являются ли элементы записи сознательными или пред-сознательными, сколько о том, при каких условиях они могут стать сознательными. Способность психического элемента стать сознательным определяется не его принадлежностью ассоциативному ряду (могущему состоять исключительно из бессознательных звеньев), а его значимостью в рамках определенной системы отношений, которое и есть бессознательное в строгом смысле слова. Бессознательное не исчерпывается своими содержаниями. Леви-Строс и Лакан, сравнивая структуру бессознательного со структурой речи, говорят в этой связи о "символической функции" или "символическом порядке". Структура бессознательного подвижна, в ней постоянно происходят изменения, в ходе которых отдельные элементы "субституируются" {замещаются другими), объединяются с другими в одно целое или "смещаются" (перемещаются в другой контекст). Два вида трансформации - "сгущение" и "смещение" - представляют собой первичные процессы бессознательного и подлежат обнаружению с помощью разработанного Фрейдом "метода свободной ассоциации". Последний состоит в свободном, непринужденном проговаривании пациентом всего, что приходит ему в голову во время психоаналитического сеанса, с последующим истолкованием этого аналитиком. Предполагается, что выявление и осознание пациентом скрытой связи между частями рассказа и вытесненными, бессознательными влечениями оказывает положительное терапевтическое воздействие. Структурная метапсихология подчеркивает аналогию между механизмами сгущения и смещения, с одной стороны, и такими риторическими фигурами, как метафора и метонимия, с другой. Если в динамической модели Фрейда отделению психического элемента от его символического места соответствовал процесс вытеснения, то структурная метапсихология Лакана и его последователей, ставя во главу угла связь элемента с его символическим местом (аналогичную связи означающего с означаемым), отказывается от допущения двойственности психологического места (то есть принадлежности элемента системе сознания и системе бессознательного), от которого отталкивалась первая топографическая модель. Соответственно, и вытеснение трактуется уже не через динамику двух противодействующих сил, а как символическое снятие вытесненного. Фундаментальная теоремапсихоанализа, сформулированная Фрейдом вначале применительно к сновидению (1900), а затем - к симптому (1905), гласит: в форме "исполнения" желаний и репрезентации влечений вытесненное представляет желание. Фрейд называл это "бессознательной фантазией"; Лакан ведет речь о "фантазме" как о "носителе желания". Устанавливаемая таким образом связь между понятиями бессознательного, желания и влечения, знаменующая переход от топико-динамического к "экономическому" подходу, образует сердцевину психоаналитической теории Лакана. Клаус Хамбергер (Вена) Фрейд 3. Лекции по психоанализу. М., 1989; Лейбин В.М. Фрейд. и современная западная философия. М., 1990; Psychoanalysis and Philosophy. N.Y., 1970; Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996; М. Miri. Philosophy of Psychoanalysis. Simla, 1977; J. Lacan. Les quatre consepts de la psychanalyse. P., 1973; Ch. Hanly. Existentialism and Psychoanalysis. N.Y., 1979; B. Farrell. The Standing of Psychoanalysis. Oxford etc., 1981; A. Grunbaum. The Foundation of Psychoanalysis: A Philosophical Critique. Berkeley etc., 1984.

Как иронизируют ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% неправ. И действительно, в публикациях, кинофильмах, книгах о нем высказывают противоположные мнения, а психоанализ вообще называют лженаукой. Но при всем этом Фрейд был и остается центральной фигурой современной психотерапии. Мировая психология уже почти 100 лет ссылается на этого великого человека. А мы ежедневно употребляем связанные с его теорией слова: фаллический символ, Эдипов комплекс или «оговорочка по Фрейду».

В статье рассказываем о предыстории и истории психоанализа, его ключевых постулатах, этажах личности и о том, почему Фрейда называют гениальным пиарщиком.

Что такое психоанализ

Психоанализ - это основанная Зигмундом Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая несколько психотерапевтических школ и направлений. Базовые постулаты психоанализа сформировались в конце XIX века на границе практической медицины, психологической теории и ее практического применения. Сегодня термин «психоанализ» употребляется в тройственном смысле:

  • Как философское учение о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельных подструктур.
  • Как психологическая теория об исследовании бессознательных процессов, которые невозможно изучить другим путем.
  • Как психотерапевтический метод лечения неврозов и оздоровления психики.

По Фрейду воспоминания о событиях раннего детства (особенно неприятных) прячутся глубоко-глубоко в нас. Мы не можем их вспомнить, но и забыть тоже не можем. Вытесненные события никогда не оставляют в покое, они ограничивают, отравляют жизнь, портят отношения, вызывают болезненные симптомы. Фрейд не просто выяснил причины повторяющихся психических проблем, но придумал метод, который помогает распутать клубок мучительных детских тайн и разобраться с «призраками» прошлого. И назвал этот метод психоанализом.

Ключевые постулаты психоанализа:

  1. Человек не есть полноправный хозяин своего ума – мысли, опыт, познание, мышление во многом предопределяются внутренними и иррациональными процессами, неподвластными сознанию.
  2. Как только человек пытается осознать эти влечения, психика включает защитные механизмы отрицания, переноса, вытеснения, проекции, рационализации.
  3. Конфликты между сознательным и бессознательным восприятием реальности способны спровоцировать психоэмоциональные нарушения, неврозы, фобии, сексуальные отклонения и расстройства (фригидность или импотенция, например).
  4. Сознательные и бессознательные желания, страхи, влечения напрямую воздействуют на наши сновидения.
  5. Индивидуальное развитие предопределяется не только , но и событиями раннего детства.
  6. Все пять фаз психосексуального развития оставляют свой отпечаток в виде болезненных переживаний, установок, черт характера, ценностей.

Психоанализ Фрейда стал первой в современной психологии системой, которая рассматривала не отдельные аспекты проблемы человека, а человека как целостную личность. Психоаналитический метод не гарантирует исцеления или исправления ситуации, но помогает:

  • Получить работающие инструменты того, чтобы проникнуть в свою психику и сделать бессознательные процессы более явными.
  • Проработать личные бессознательные и скорректировать психику.
  • Выявить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы изучить и изменить его с помощью сознания.
  • Расшифровать и истолковать все противоречия, возникающие в сознании, отношениях.
  • Исследовать и интегрировать свой собственный бессознательный опыт для того, чтобы перестать «наступать на те же грабли».
  • Исследовать клиентские запросы: Что со мной происходит? Почему это со мной происходит? И благодаря этому ответить на главный вопрос: Что с этим делать?

В XXI веке Зигмунд Фрейд признается одним из наиболее упоминаемых психоаналитиков, а психоанализ вызывает к себе всеобщий интерес. Причем одинаковый интерес в виде психотерапевтического опыта и в виде критики большинства постулатов.

Критика теории Фрейда

Академическая психология в XXI веке предпочитает не упоминать Фрейда в качестве надежного источника. Объясняется это тем, что весь психоанализ, по сути, построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные поводы для критики:

  • Свои наблюдения Фрейд вел бессистемно, работал на основании записей, сделанных через несколько часов после окончания сеанса терапии. Поэтому велика вероятность того, что при воспроизведении беседы ученый интерпретировал данные по своему усмотрению.
  • Нет научных подтверждений идеи о том, что мальчики подсознательно вожделеют матерей и недолюбливают отцов. Как и доказательств тому, что женщины завидуют мужским половым органам.
  • Взгляд ученого на активность «мужского» и пассивность всего «женского» вызывает гнев у настроенных общественных деятелей.
  • Считается, что ученый проигнорировал психические силы, не имеющие физиологического источника. Отсюда обращение Фрейда к сексуальности и всему, что с ней связано.
  • Фрейдизм называют «замкнутой системой», которая игнорирует любые опровержения.

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его « Fraud »-«Мошенник» (перевод с англ.).

Однако психоаналитическое направление в психологии сегодня считается самым мощным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных работ. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Недаром ведь А. Эйнштейн называл его «Коперником бессознательного».

Предыстория психоаналитической теории

Главным «пиар-ходом» Фрейда считают его авторство в открытии бессознательного. Но о том, что сознание не единолично «управляет» психикой, говорили еще ученые Античности. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий целитель Гиппократ, наблюдая за эпилепсией, предположил присутствие внесознательной системы управления. В XI веке арабский ученый Аль-Хасан при изучении визуальных иллюзий описал умственную деятельность, которая не осознается человеком. Эти теории стали базой психоанализа.

Начиная с раннехристианского периода , темы женской , полового влечения, самоудовлетворения, сексуального воспитания замалчивались или изучались в рамках патологии. К концу XIX века религия перестала «успокаивать», а проблема невротичности и сексуальности стали захватывать мир. В это же время европейские психиатры стали активно публиковать работы о сексуальных аномалиях. Сама категория «секс» стала принципиально новой, поскольку с точки зрения религии все желания удовольствия сводились к грехам плоти. Иногда доходило до абсурда. К примеру, в светских салонах драпировались канделябры, ножки роялей – любые предметы, отдаленно напоминающие фаллические символы.

Фрейд не был новатором в теме исследования сексуальности или теории о бессознательном. Свои познания он почерпнул из трудов французского психиатра Пьера Жане, своего научного наставника – знаменитого невропатолога Ж. Шарко. Другими источниками для фрейдовской теории стали «учение о монадах» Вильгельма Лейбница эволюционное учение Дарвина, биоэнергетический закон Геккеля, теория сновидений К. Каруса.

Действительно, открытие психоанализа не было результатом исследований одного только Зигмунда Фрейда. Но в своих открытиях он пошел дальше своих учителей. Новаторской стала сама психоаналитическая теория. На ее основе были построены психодрамма, НЛП, транзактный анализ и другие направления, которые признают главенство бессознательного.

Фрейд разработал основные термины психоанализа и описал:

  • Структурную модель психики.
  • Психосексуальные фазы развития.
  • (у мальчиков), (у девочек).
  • Защитные механизмы психики.
  • Метод свободных ассоциаций.
  • Технику толкования сновидений.
  • переноса и контрпереноса.
  • Идеи детской сексуальности.

Известными последователями фрейдистских идей признаны австрийский врач Й. Брейер, австро-американский психоаналитик Т. Райк, американский психоаналитик Карен Хорни. Позже от психоаналитической базы «отпочковались» теория о «чувстве неполноценности» А. Адлера, «аффективные расстройства» В. Штекеля, аналитическая психология К. Юнга.

Революционная и скандальная для того времени теория Фрейда до сих пор влияет на развитие науки, подвергается критике, провоцирует новые разоблачения, вызывает споры и обсуждения. Ученого можно критиковать или восхищаться, но не уважать его вклад в науку невозможно.

Базовые идеи психоанализа

Главная идея психоанализа базируется на утверждении: в психической природе человека не бывает случайностей или непоследовательностей, а любые события прошлого влияют на будущее. Отсюда утверждение о том, что основная причина неврозов или взрослого человека – это бессознательные детские фантазии или забытые события детства.

Исходя из теории взаимосвязи прошлого и настоящего, Фрейд разделял психику на три области.

Три в одном: Ид, Эго, Супер-Эго

По фрейдовской теории личность человека – это взаимодействие трех психических инстанций:

Ид (в переводе с латыни – «Оно»): совокупность и влечений, подпитывающих энергией любые действия. Это архаичная структура психики, подконтрольная базовым инстинктам (основные – агрессия и секс) и базовым . Иррациональное Ид подчиняется «принципу удовольствия» и стремится получить максимальный кайф из каждого момента. Однако, если бы человеком управляло бы только Оно, он ничем бы не отличался от животных. Поэтому в период взросления и взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется вторая структура личности – Эго.

Эго (в переводе с латыни – «Я»): рациональный посредник между «хочу» и «надо». Это сознательный психический мир человека, который защищает от вредного влияния извне и оттормаживает инстинкты, чтобы отвечать требованиям социума. Эго планирует, рассуждает, оценивает, запоминает, реагирует на физическое и социальное воздействие. То есть сознательная жизнь протекает именно в Эго. В отличие от природы Ид, Эго пытается отсрочить свои глубинные порывы до тех пор, пока не найдет подходящую возможность для разрядки. Эго по мнению Фрейда стремится к удовольствию. Но избегает неудовольствия.

Супер-Эго (в переводе с латыни – «сверх-Я »): внутренний ограничитель, не дающий желаниям проявиться напрямую. Это судья, цензор, хранилище моральных установок и системы ценностей, которые совместимы с общепринятыми нормами – «филиал» общественной морали в голове человека. Супер-Эго отсутствует в только что родившемся организме, но проявляется в момент, когда ребенок начинает отличать хорошее от плохого. Это двойственная структура, разделенная на Совесть и Эго-Идеал. Совесть формируется во время воспитания и связана с неодобрением всего, что принято считать «непослушанием». Эго-идеал связан с или , поскольку формируется из одобрения и высоких оценок значимых людей.

Такая многослойность психики делит психоанализ на два проблемно-теоретических направления. Первое связано с медицинской терапией неврозов, личностных расстройств. Во время клинического психоанализа добываются основные познания о больной или здоровой психике. Второе направление формируется на основе практического опыта, применяется в повседневной психотерапии и взаимодействует с другими терапевтическими теориями: , рефлексотерапией, телесной терапией.

Либидо, сексуальность и агрессия: основные мотивы наших действий

Сексуальность и агрессия издавна путешествовали из сказки в сказку под видом богинь, богов, королев, рыцарей, драконов, богатырей и красавиц. Но в научной теории они появились относительно недавно. Согласно идеям Фрейда человеком движут именно инстинкты:

Либидо (влечение, желание). Базовое психоаналитическое понятие первоначально использовалось как синоним неосознанного сексуального побуждения. Перенаправленная (сублимированная) энергия сексуальности может трансформироваться в полезную деятельность, а подавленная способна спровоцировать патологические изменения психики.

Агрессия (или инстинкт смерти). Проблема агрессивного поведения интересовала Фрейда меньше. Но подавленная агрессия подобно подавленной сексуальности способна вызвать , невротические заболевания, личностные расстройства.

Механизмы самозащиты

Психологическая защита – это механизмы самообмана, которые помогают нам «прятать» нежелательные воспоминания, уменьшать травматичные переживания, не осознавать собственные желания, которые противоречат нашему мнению о самих себе. К ним относятся:

  • Вытеснение: забываем то, что причиняет психологический дискомфорт.
  • Проекция: неосознанно приписываем собственные переживания, чувства, желания другим людям.
  • Сублимация: трансформируем нерастраченную энергию в разные виды деятельности (творчество, спорт).
  • Отрицание: игнорируем очевидные факты, защищая психику от травм.
  • Регрессия: приспосабливаемся к травмирующей ситуации, мысленно возвращаясь в детство (плачем, капризничаем, прячемся).
  • Рационализация: пытаемся разглядеть разумные доводы в ситуации провала или дискомфорта для того, чтобы сохранить .
  • Реактивное образование: подменяем поведения и чувства противоположными по смыслу (ненависть вместо ).

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим , оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.

Психоанализ в психологии связывают, прежде всего, с именем Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг продолжил учение, сильно углубившись в него и добавив много нового, в том числе такое понятие, как «коллективное бессознательное».

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Законы психологии являются глубинными и многогранными. Именно психоанализ выступает как один из самых действенных методов в области изучения психики. Когда в свое время Фрейд основал данное направление, мир психологии буквально перевернулся, так как получил совершенно новое понимание психики человека.

Ученый выделил в психике три основных компонента:

Сознательная часть;
- пресознательное;
- бессознательное.

По его мнению, предсознательное является хранилищем множества желаний и фантазий. Его части можно перенаправить в область сознательного, если обратить на одно из желаний внимание. Те моменты жизни, которые индивид не может осознать, так как это явно противоречит моральным принципам и установкам, либо выступает как слишком болезненное, располагается в бессознательном.

Бессознательная часть отделена от двух остальных частей сознания цензурой. В психологии психоанализ изучает взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

В дальнейшем в психологической науке были выделены следующие средства психоанализа:

Анализ случайных действий, относящихся к симптоматическому типу, которые происходят в обыденной жизни;
- анализ при помощи свободных ассоциаций;
- анализ при помощи толкования снов.

Психоанализ и практическая психология

При помощи различных учений психологической науки люди могут находить ответы на множественные вопросы, рожденные в глубинах души. Психоанализ направлен на то, чтобы подтолкнуть к поискам ответа, который чаще всего узкий и частный. Психологи во всем мире по большей мере работают с мотивациями клиента, эмоциями, отношением с действительностью, миром чувств и образами. А вот аналитики сконцентрированы на бессознательном человека.

Независимо от явных отличий, в практической психологии и есть общие черты. Например, в книге Райгородского «Психология и психоанализ характера» есть описание социальный и индивидуальных характеров. Он не забывает о типологии психоанализа, так как внутренний мир любого индивида начинается в области бессознательного.

Психоанализ и социальная психология

В данном направлении у психоанализа появилось название, как «аналитическая ». Она направлена на исследования личностных поступков, с учетом роли социальной среды, а также мотивов.

Психоанализ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.Основные принципы психоанализа. Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма . Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода . Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу , психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом . Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний. Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования. Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса. а.

История психоанализа

История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации "Исследования истерии", в которой предположили, что симптомыистерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых "травмирующих" событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями. По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название "эдипов комплекс". Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия. Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя "цензура", которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар - знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера. В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - "Оно" (или "Ид"), "Я" (или "Эго"), и "Сверх-Я" (или "Супер-Эго"). "Я" выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. "Оно" включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. "Сверх-Я" отвечает за "удаление" нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. а.

Неофрейдизм

Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль придавалась влиянию социокультурнон среды. В свое время Адлер стремился объяснить бессознательные комплексы личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято называть неофрейдистами. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, неофрейдисты объясняли адаптацией индивида к исторически сложившейся культуре. Эти выводы базировались на большом антропологическом материале, собранном при изучении нравов и обычаев племен, далеких oт западной цивилизации.

Одним из лидеров неофрейдизма была Карен Хорни (1885- 1953). В своей теории, на которую она опиралась в психоаналитической практике, Хорни доказывала, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность но власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования - обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как "конечную и реальную потребность каждого человеческого существа". Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь Потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание.

Гарри Салливен не получил специального психоаналитического образования и не принял фрейдовскую терминологию. Он выработал свою собственную систему и терминологию. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформированный психоанализ Хорни и Фромма.

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

Академическая психология и психоанализ

Психоанализ развивался преимущественно вне основного русла академической психологии. Подобная ситуация сохранялась в течение длительного времени. Американская академическая психология не восприняла психоаналитическую доктрину. В редакционной статье без подписи в «Журнале аномальной психологии» за 1924 год высказывалось явное раздражение этим «нескончаемым потоком работ европейских психологов о бессознательном ». В данной статье они едва упоминались как совершенно недостойные внимания.

Понятно, что в такой ситуации очень немногие психоаналитические работы удостаивались публикации в профессиональных изданиях. Подобная дискриминация продолжалась в течение, по меньшей мере, 20 лет. Многие академические психологи обрушились с яростной критикой на психоанализ. В 1916 году Кристина Лэдд - Фрэнклин писала, что психоанализ - это продукт «недоразвитого... германского ума». Следует отметить, что данное суждение было вынесено в тот период, когда все немецкое воспринималось с большим подозрением на фоне германской агрессии в первой мировой войне.

Роберт Вудворт из Колумбийского университета назвал психоанализ «жуткой религией», которая даже здравомыслящих людей приводит к совершенно абсурдным заключениям. Джон Б. Уотсон вообще определил фрейдовскую позицию как шаманство, вуду. Несмотря на все эти едкие нападки на психоанализ со стороны лидеров академической психологии и отношение к нему как к еще одной «безумной» теории, все же некоторые фрейдовские идеи в начале 20-х годов пробили себе дорогу в американские учебники по психологии. Проблема психологических защитных механизмов , а также явного и скрытого (латентного) содержания сновидений вполне серьезно обсуждалась в психологических кругах. Однако, поскольку безусловно доминирующей школой оставался бихевиоризм, психоанализ в целом попросту игнорировался.

Психология психоанализа

Однако, в 30-40-е годы психоанализ получает неожиданно широкое распространение среди публики. Сочетание секса, насилия и скрытых мотивов, а также обещание излечить от широкого спектра разнообразных эмоциональных расстройств выглядит весьма привлекательно, почти неотразимо. Официальная психология в ярости, поскольку, с ее точки зрения, люди могут спутать психоанализ и психологию , полагая, что они занимаются одним и тем же. Официальным психологам претила сама мысль, что кто-то может посчитать, что секс, сновидения и невротическое поведение - это и есть все, чем занимается психология. «В 30-е годы многим психологам стало ясно, что психоанализ - не просто еще одна безумная идея, а серьезный конкурент, угрожающий самым основаниям научной психологии, по крайней мере, в сознании широкой читающей публики».

Для того, чтобы справиться с этой угрозой, психологи решили проверить психоанализ на предмет его соответствия строгим критериям научности. Они провели «сотни исследований, чья изобретательность могла поспорить лишь с бесполезностью полученных результатов». Подобный шквал исследований, хотя, по большей части, и плохо исполненных, доказал, что психоанализ существенно отстает от уровня экспериментальной психологии, по крайней мере, с точки зрения самих приверженцев экспериментальной психологии. В итоге это позволило им вновь занять позицию «арбитров и блюстителей психологической истины». Вдобавок эти исследования показали, что и академическая психология может представлять интерес для широкой публики, поскольку занимается, по существ, теми же вопросами, что и психоанализ.

В 50-е и 60-е годы прошлого века многие бихевиористы занимались тем, что переводили психоаналитическую терминологию на язык своей концепции. Можно сказать, что начало этой тенденции положил сам Уотсон, когда определил эмоции всего лишь как набор привычек, а неврозы - как результат неудачного стечения обстоятельств. Скиннер также обращался к фрейдовской идее защитных механизмов психики, описывая их как форму оперантного обусловливания. В конце концов, психологи усвоили многие из фрейдовских идей, которые даже со временем вошли в основной корпус психологических теорий. Признание роли бессознательных процессов, значимости обращения к детскому опыту , исследование действия защитных механизмов - вот далеко неполный список психоаналитических идей, получивших широкое распространение в современной психологии.

____________________________________________________________________

Статьи о психологии

Карл Юнг и аналитическая психология

Юнг постепенно развивал свою собственную психологию бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства >>>

Психология бессознательного

Проследим, каким путем пришел Фрейд к открытию бес-сознательного. Он идет от психического симптома к бессознательному. Симп-томы констатируются. Они входят в действительность как функ-циональные расстройства организма или мышления и стано-вятся причиной страдания для пораженного субъекта, более того — причиной жалоб. До Фрейда эти жалобы оставались упрямо непроницаемыми для психологии психиатра. Но он не пошел прямым путем, от симптома к бессознательному. Он выбрал окольный путь через заросли сновидения, ошибочных действий и даже остроты. До него все это считалось малозначитель-ным и особенно несерьезным в глазах психиатров >>>

Психология грудного вскармливания

Психоаналитики, создавшие психологию эмоционального развития человека, в какой — то мере тоже в ответе за некоторую переоценку значения груди для психики младенца. Нет, они не ошибались, но прошло время и теперь «хорошая грудь» это жаргонное психоаналитическое словечко, означающее вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом. Психологи говорят о том, что умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным показателем того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью >>>

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.