Японские маски демонов: значение, особенности, виды и интересные факты. Маска ханья значение татуировки Маска ханья тату значение со змеей

Современные молодые японцы, видимо, под влиянием западноевропейской традиции, часто отдают предпочтение татуировкам несколько негативного и вызывающего характера. Но если в субкультурах западной молодежи присутствует элемент сатанизма и некромантии в его христианском значении, то японцы придерживаются своих традиционных верований в демонические существа, которые широко представлены в буддизме, синто и в народных сказках и поверьях.

Они - в японской мифологии так называют злобных человекообразных чудовищ, похожих на христианских чертей и бесов. Они имеют красную, синюю, зеленую или черную кожу, увенчаны рогами, а из их пасти торчат огромные клыки. Они питаются человеческим мясом, и в бою их трудно убить, так как отрубленные части тела вновь прирастают на место.
Существует поверье, что плохой человек может превратиться в демона – Они . Особенно часто в сказках в подобных чудовищ превращаются ревнивые и сварливые жены, у которых на голове отрастают рога.
В Японии, 3 февраля, проводится церемония по изгнанию бесов – Они в Дзигоку (в Ад). В праздник Сэцубун японцы бросают сою за порог своих домов (считается, что Они ненавидят сою) и кричат: «Они уходят! Благословения приходят!». Они символизируют болезни и неудачи, от которых следует избавляться. В праздничных гуляниях принимают участие актеры в страшных масках демонов – Они . В театрализованных постановках Они побеждаются героями, либо утаскивают, как служители бога смерти, грешников в ад.
Если говорить о татуировках, то здесь Они несут охранительную функцию. В некоторых легендах эти демоны служат защитниками достойных людей, и наказывают плохих. Так, например, если касаться якудза, подобные татуировки делают те, кто осуществляют убийства неугодных якудза людей, или занимаются выбиванием долгов.

Радзин – бог грома

В японском фольклоре существует множество разновидностей демонов, и, иногда, довольно сложно сказать, какого именно демона изображает та или иная татуировка. Тем не менее, некоторые поддаются идентификации.
Радзин – бог грома. Очень часто упоминается с богом ветра Фудзином. Изображается в виде свирепого рогатого демона, часто рвущего зубами свиток. Тем не менее, это положительное божество, защитник буддийской веры.

Ондэко-мэн


Ондэко-мэн. Его также называют Они-дайко («демон, танцующий под барабан»). Он изображается танцующим демонический танец, аккомпанируя себе на барабанах. Узнать этого демона можно по круглым монам (знакам) с изображением трёх запятых, символизирующих «небо – землю – человека» или сохранение равенства инь и ян. Танцоры – барабанщики в костюме и в масках, изображающих этого демона, часто выступают на различных японских праздниках. Ритуальный танец призван способствовать плодородию земли, урожаю и процветанию. По – видимому, существует связь между этим демоном и Радзином, и Ондэко – мэн может быть одной из форм этого божества грома.

Значение татуировки Маска Ханья

Ханья или Ханнья – в японском фольклоре безобразный рогатый и клыкастый демон, в которого превратилась мстительная и ревнивая женщина. Этот персонаж используется в некоторых пьесах японского театра Но. Маска Ханья также применяется в празднествах и синтоистских обрядах, символизируя порок. Очень часто изображается на татуировках, но явно не в отрицательном значении. Существует версия, что образ этого демона позаимствован из тибетской культуры, откуда идут истоки многих японских мифологических существ. На Тибете это был страж – охранитель буддизма, а «ханнья» обозначает тоже самое, что и «прана» – «мудрость». Часто вместе с маской Ханья изображают цветы сакуры, змею и колокол.

Японский демон Якша


На этих татуировках Якша показаны в виде кровожадных духов, несущих отрубленные головы.

Якша – этот демон был позаимствован японцами из индуистской мифологии. Там они были прекрасными полубожественными существами, родившиеся из стопы Брахмы вместе с демонами – рикшасами, но, в отличие от первых, были слугами богов. Тем не менее, для людей они часто были опасными. Якшини, женские разновидности якша, пили кровь детей и ели человеческое мясо. У японцев якша стал вампиром – людоедом, в которого превращаются люди, заслужившие кару богов. С другой стороны якша может быть безобидным «лешим» – «Хозяином леса».

Рокурокуби


Татуировка с изображением демона Рокурокуби

Японские демоны лисы – Кицунэ

Кицунэ. Образ лисицы – оборотня проник в японский фольклор из Китая, где сложился в глубокой древности. В Китае этих существ называют хули–цзин, а в Корее – кумихо. В японском фольклоре кицунэ - это разновидность ёкая (демонического существа). Кицунэ обладают умом и знаниями, и могут жить очень долго. Хвост у этого оборотня является необходимым атрибутом для создания иллюзий, и чем старше и сильнее лиса, тем больше она имеет хвостов. Их число может доходить до девяти.
Согласно сказаниям, эти животные обладают магическими способностями и способны превращаться в человека – обычно они принимают облик обольстительных красавиц, но могут принимать облик стариков. Эти способности они чаще всего используют для обмана людей, и подобно вампирам, питаются человеческой жизненной и духовной силой. Они также способны вселяться в чужие тела и создавать иллюзии, неотличимые от действительности. Тем не менее, кицунэ часто совершают добрые поступки, и, в отличии от китайской и корейской традиции, не являются злыми демонами – людоедами.
В религии синто кицунэ являются посланниками бога рисовых полей и предпринимательства Инари, который и сам изображается в виде лисы. При смешении мифологии синто с буддизмом, лиса получила, в соответствии с китайскими представлениями, демонические функции, но в целом, в буддийской традиции, лиса – оборотень имеет положительную функцию, как атрибут бога Дакини.
В татуировках может обозначать ловкость, остроту ума, возможность находить выход в, казалось бы, безвыходных положениях. Кроме того, татуировка дает возможность очаровывать людей и внушать любовь, как это делает кицунэ в сказках.
На фотографии кицунэ показан в облике злого демона – людоеда, что больше соответствует корейской традиции. Тем не менее, здесь он выступает в качестве буддийского стража – охранителя, и держит в зубах четки с черепами богоотступников, так что татуировку не следует рассматривать как указание на агрессивность её владельца – это больше указание на крепость религиозных убеждений и просьба оградить от бед и врагов.

Бакэнэко – «кошка-монстр»

Японская татуировка Бакэнэко

Бакэнэко (яп. «кошка-монстр»).
Кроме кицунэ (лисы – оборотни) и тануки (оборотни в виде енотовидных собак), в японском фольклоре имеется еще одна разновидность оборотней – кошки, которые могут превращаться в людей. Обычной кошке, чтобы превратиться в оборотня требовалось достигнуть определенного возраста или размера. Самые сильные бэкэнэко имеют раздвоенный хвост и называются нэкомата. Как и к другим представителям нечистой силы, к кошкам – оборотням в Японии двойственное отношение. С одной стороны, они могли помогать людям своим волшебством, о чем говорится во многих японских сказках и легендах, но с другой существуют примеры, когда этот образ ассоциировался с местью и смертью. По японским народным поверьям, кошка может убить своего хозяина, чтобы принять его облик, либо вселиться в тело умершего (до сих пор японцы стараются не допускать кошек к умершим). Они могут оживлять мертвых, перепрыгнув через него, или поднимать скелеты и манипулировать ими как марионетками. Кошки могут мстить своим обидчикам. В театре Кабуки имеется ряд пьес, в которых участвуют оборотни – кошки, превратившиеся в людей, обычно в женщин. Они либо мстят тем кто их обидел, либо в оборотней вселяются души убитых мужьями жен. Но в целом, отношение к кошкам в Японии положительное, и их любят изображать в сценках, где они копируют поведение людей, и даже в виде монахов.

Тэнгу. Карасу – тэнгу и Ямабуси – тэнгу.


Карасу-тэнгу похожи на птиц-воронов. Это злые существа, которые похищают детей и взрослых, устраивают пожары в домах, и убивают тех, кто намеренно причиняет вред лесу.

В традиционной японской религии синто существует множество божеств – ками, среди которых шесть удостоены названия «Оками» («Великие ками»). Пять из них Идзанаги, Идзанами, Митикаэси, Сасикуни и богиня солнца Аматэрасу – «амацуками» (небесные ками), а Сарутахико – хранитель дорог, дух перекрестков и устранитель препятствий – «куницуками» (земное божество). Он изображается в виде старика с красным лицом и очень длинным носом. Считается, что образ Сарутахико-но-Оками послужил прообразом демонических существ – тэнгу (по японски буквально «Небесная собака»).
Японцы верили в существование двух разновидностей тэнгу: карасу-тэнгу (тэнгу–ворон) и ямабуси-тэнгу.


Ямабуси – тэнгу – это существо, больше похожее на человека.

Ямабуси-тэнгу – это существо, больше похожее на человека. Он имеет красное лицо и очень длинный нос, и иногда носит за спиной крылья. Его прозвали ямабуси (так назывались монахи – отшельники, которые выбирали для своего уединения горы), потому что этот тэнгу любит превращаться в подобных монахов. Подобно лешим, они могут подшутить над человеком, с ними встретившимся, и могут даже убить того, кто причиняет вред лесу. Однако в сказках они чаще помогают хорошим людям.

Маски тэнгу

Тэнгу изображаются в странных маленьких шапочках – «токин» и имеют веер из перьев или листьев, которым могут вызвать сильный ветер.
В Японии очень популярны маски тэнгу, использующиеся в различных празднествах и в спектаклях театра Кабуки.
В татуировках японские театральные маски являются дополнительными элементами, указывающими на характер человека, либо служат заменой полного изображения существа, покровительство которого ожидают получить.

Кама-итати

Японская татуировка с изображением Кама-итати

Кама-итати относится к демонам – ёкай из японского фольклора. В древности у японцев существовало поверье о зловредных вихрях – камаэтати («нападение»). Торияма Сэкиэн, художник, изучавший японскую демонологию, оставивший изображения и описания демонов – ёкай, придал этому сверхъестественному явлению облик трёх ласок с когтями – бритвами, которые кружась в вихре, режут кожу на ногах у встречающихся им на пути людей. Он изменил первоначальное звучание слова на «кама – итати» («серп ласки») – создав каламбур, очень для него типичный. Этих существ изображают в виде крутящейся ласки, лапы которой заканчиваются серповидными лезвиями.

Нурэ-онна – «Водяная женщина»

Японская татуировка с изображением Нурэ–онна

Нурэ-онна («Водяная или мокрая женщина») – один из наиболее древних демонов – ёкай японского фольклора. Это демон с женской головой (часто очень красивой) и телом гигантской змеи, который живет или около реки, или в самой реке. В некоторых легендах она имеет руки с острыми когтями. У нее красивые длинные волосы, которые она любит мыть в реке, круглые блестящие, как у змеи, глаза, острые клыки и длинный, сильный язык – жало, которым она высасывает кровь или жизненную энергию из неосторожных путников. Чтобы не дать предполагаемой жертве уйти, нурэ–онна пускается на хитрость. Она предлагает встреченному человеку подержать своего ребенка, пока она моет волосы, но стоит тому взять его в руки, ребенок прилипает к ним и пригибает человека к земле своей огромной тяжестью. Трудно сказать, что символизируют татуировки с изображением этого демона, возможно, разочарование в любви и сравнение женщин с этим коварным созданием.

Каппа


Эскиз татуировки и тату с изображением Каппы

Если тэнгу можно счесть своего рода лешими, то японская разновидность водяного называется «каппа» («речное дитя»). Она представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой, и имеет клюв вместо носа. На макушке у каппы имеется блюдце, заполненное водой, которое дает ей огромную силу. Однако она не причиняет вред человеку, хотя и любит шалости. Иногда она даже помогает положительным героям в сказках и легендах.

Джанкуй – «Истребитель демонов»


Старинная гравюра и татировка с истребителем демонов – Джанкуем

Джанкуй или Соки – «Истребитель демонов». Призрак, по легендам, защитник китайского императора Хуань-сон. Джанкуй покончил жизнь самоубийством, и поэтому сам стал демоном Гуи. Однако он поклялся помогать людям в борьбе со своими злобными собратьями. В Японии этот дух – защитник стал очень популярен, так как он борется с Они . Этого духа всегда изображают в китайской одежде и с мечом, которым он поражает злые силы.

Юки-онна – снежная женщина

Японская татуировка с изображением Юки-онна

Юки-онна (яп.«снежная женщина»). Так в японском фольклоре называют одну из разновидностей ёкай - то есть духов. Её так же могут называть Юки–мусумэ («снежная девушка»), Юкидзёро («снежная блудница»), Юки–омба («снежная бабушка или няня») и многими другими именами. Юки–онна очень популярная фигура в японской литературе, манга и анимэ.
Юки-онна является снежными ночами в облике высокой, красивой женщины с длинными черными волосами и синими губами. Ее нечеловечески бледная или даже прозрачная как лед кожа делает ее частью заснеженного пейзажа. Она иногда носит белое кимоно, но в других легендах её описывают обнаженной. Несмотря на ее удивительную красоту и изящество, её глаза способны вселять ужас. Она словно бы плывет над снегом, не оставляя за собой следов, и в любой момент может превратиться в облако тумана или рассыпаться снежинками. В некоторых легендах говорится, что в Юки–онна превращаются души тех, кто замерз на снегу. Долгое время этого духа считали несомненным злом, убивающих неосторожных путников, но со временем Юки–онна стали придавать более человечные черты. В некоторых произведениях она даже становится женой полюбившегося её человека, и только случайное открытие её сути заставляет Юки–онно навсегда покинуть любимого и своих детей, уйдя в Загробный мир.
Тем не менее, существуют и другие представления об этом призраке. Он может выглядеть как безобразная старуха – ведьма, замораживающая путешественников, или выпивающая из них кровь или жизненную силу.


Эскиз татуировки с изображением Юки-онна и татуировка где Юки-онна показана как безобразная старуха – ведьма.

Хацухана – благочестивый призрак

Японская татуировка с призраком Хацухана

Хацухана или Хацуна – благочестивый призрак. Персонаж пьесы театра Кабуки «Явление чуда в горах Хаконэ, или Месть безногого» («Хаконэ рэйгэн Идзари-но Адаути»). Показана сцена из спектакля, где дух злодейски убитой женщины Хацухана, находясь под ледяными струями водопада, молится будде Амиду, чтобы он излечил её немощного мужа, и тот смог отомстить её убийце. Молитва под водопадом – это был древний японский обычай, не изменившийся и после принятия буддизма. Считалось, что такая молитва имеет особенную силу – человек доказывает свою решимость, самопожертвование и великую веру, и без страха входит в леденящие, хлещущие струи водопада. Образ Хацуханы для тех, кто желает счастья и благополучия для своих близких и родных, и готов идти ради этого на любые жертвы.


Гравюра Утагава Куниёси и эскиз татуировки с призраком Хацухана

4.5 / 5 ( 2 votes )

Практически каждый человек в наше время знает, что такое татуировка. Это искусство нательной живописи пришло к нам много веков назад. В давние времена татуировки делали только тем, кто принадлежал к особой группе людей, касте, религии или же в качестве клейма. По тату можно было определить, что за человек стоит перед тобой. Она была чем-то наподобие паспорта. На сегодняшний день татуировки все чаще делают ради красоты. Сюжетов для них существует масса. В том числе популярным стало наносить на свое тело изображение маски.

Значение татуировки в виде маски

Это интересно: Татуировки для мужчин: эскизы на руке, запястье, плече, ноге, предплечье, шее, груди + 200 ФОТО

В каждом человеке кроется множество сущностей. У нас бывает разный характер, настроение, мы по-разному проявляем все свои эмоции. Часто приходится держать их в себе, скрывать. Мы будто закрываемся маской от внешнего мира. Для тех людей, которые ведут скрытный образ жизни, замкнуты в себе или же просто показывают только одну сторону своей души, подойдет татуировка в виде маски.








Она может не только говорить о таких качествах, как двуличие, непостоянство, ложь и тому подобное. Маска может защитить особо чувствительного человека от негативного воздействия окружающих.

Чаще всего жизненные обстоятельства складываются так, что нам приходится играть в день по несколько ролей. И это не значит, что все мы лицемерны и носим маски. Многие таким образом просто хотят оградить других людей, особенно родных и близких, от своих переживаний, внутренних конфликтов, негативных эмоций. Надевая подобную «маску», человек остается спокойным и не ранит чувства других.

Значение татуировки в виде маски может носить разное толкование. Это зависит от цвета, эскиза, дополнений, символов и много другого , что располагается рядом с маской или влияет на ее изображение. Следует отметить, что существует сотни, а то и тысячи различных изображений масок в разных стилях. Поэтому, немного разобравшись, вы сможете найти эскиз себе по душе.

Символика в различных культурах мира

Это интересно: Тату на ноге для девушек. Самые модные эскизы + 120 ФОТО

Полинезия

В каждой культуре, особенно древней, маска играет немаловажную роль. Но вот в полинезийской она является очень сильным символом. В древности в Полинезии все маски назывались . Глаза у масок были расположены таким образом, что казалось, будто они смотрят во все стороны. Таким образом, они могли защитить от опасности с любой стороны.

Тики считались масками настоящих храбрых воинов . Только самые смелые, доблестные и достойные могли наносить на свое тело подобные изображения. Согласно древней легенде, человека, у которого есть такая татуировка, она будет беречь не только от козней злых врагов, но и отпугнет духов, которые хотят причинить вред.

Африка

Представить себе какой-либо древний африканский ритуал без маски очень сложно. Они использовались очень часто. Изготавливались маски для ритуалов из дерева и были разной формы, символизирую различных духов и божеств . Тип маски зависел от того, для какого именно ритуала она использовалась.

В Древнем Египте каждое захоронение человека сопровождалось маской. Специальные жрецы осуществляли обряд и надевали усопшему на лицо маску. Она символизировала оберег от злых духов, которые умерший мог встретить на том свете.

Америка

Все шаманы в Америке во время проведения ритуалов обязательно надевали маски. Каждая из них олицетворяла то или иное божество. Таким образом, дух передавал шаману свою силу и помогал осуществлять ритуальные действия .

Археологам даже удалось найти маски из чистого золота в древних захоронениях инков . У этих племен они символизировали солнце.

Япония

Одной из самых распространенных масок в японском стиле татуировок является . Это маска, которая изображает лицо демона. Если верить мифу, то этот демон является девушкой, которая стала на сторону зла. Случилось это по причине неразделенной любви к монаху. В ярости, девушка превратилась в гневного демона и своим огненным дыханием, как дракон, испепелила все вокруг, включая и любимого человека.

В Стране Восходящего Солнца не боятся изображений демонов и злых духов . Наоборот, их почитают и поклоняются им, несмотря на то, что они несут в себе разрушительную энергию. Японцы используют татуировки и изображения со злыми духами для того, чтобы защитить себя и своих близких.

Греция

Наверняка, если представить себе татуировку в виде маски, то первой на ум приходит классическое изображение театральных масок . А вот их значение нужно искать именно в античной греческой литературе.

В те времена во время постановок на сцене актеры носили маски. Они были или трагическими, или комическими. Такие маски обозначали тип персонажа и его роль в постановке. Также подобные маски могли использоваться в ритуалах, олицетворяя злых и добрых демонов .

На сегодняшний день эти две маски, с трагическим и комическим лицом, стали символом современного театра и искусства в целом.

Современное искусство

На искусство татуировки влияет не только древняя культура и античность. Современное искусство, его продукты, течения и мода придают свой «оттенок». Часто, это влияние может быть сильнее, так как многие люди, особенно молодежь, хотят быть похожими на свои современные идеалы, соблюдать стиль.

Одним из ярких примеров является кинофильм «V - значит вендетта» . У главного героя, Гая Фокса , была маска, которая стала символом этой ленты. После выходя в прокат, она настолько полюбилась фанатам, что ее набил на теле чуть ли не каждый второй.

История фильма возвращает зрителей в семнадцатый век. Согласно истории, англичанин Гай Фокс , который участвовал в великом «Пороховом заговоре» , должен был зажечь фитиль бомбы, которую заложили под зданием парламента. Но его успели перехватить полицейские, арестовали и по средствам пыток заставили сдать своих соучастников в замышляемом преступлении. В те времена Гай Фокс считался трусом и негодяем, но режиссер фильма изобразил его в качестве героя, который не побоялся бросить вызов обществу и власти, несмотря на то, что потерпел неудачу.

Образ Гая Фокса сумел повлиять даже на английский язык. Благодаря этому человеку появилось слово «guy» . Сначала оно обозначало чучело, которое по давней традиции британцы сжигали в ночь на пятое ноября. Именно в этот день Гай Фокс и пытался подорвать парламент.

Немного позже этим словом начали называть каждое чучело, а после - человека, страдающего безвкусицей. В наши дни в английском языке слово «guy» просто обозначает молодого человека и не несет никакой негативной окраски.

Маска в современных татуировках

Маска в татуировках несет в себе равное значение, как для мужчин, так и для женщин. Только полинезийские тики отличаются от общепринятых норм, так как их на себя наносили исключительно мужчины. Значение маски как символа может быть любым. На это влияет большое количество факторов: история возникновения, особенности культуры и религии. Однако, у всех таких тату есть нечто общее.

Скрытность

Многие люди, которые хотят скрыть от посторонних глаз что-то личное, делают татуировку в виде маски. Это могут быть чувства, события из прошлого, эмоции. Поступают так или потому, что не хотят пускать в свою душу чужаков, или же потому, что не желают сделать больно окружающим и близким.

Защита

В этом случае маска выполняет функцию оберега. Она защищает своего владельца от дурного влияния, сглаза или любых других неприятных событий и факторов. Также, она способна оградить от людей, намерения которых поддаются сомнению.

Двойственность натуры

Маска на человеческом теле может обозначать, что ее владелец отличается двуличием. С таким человеком нужно общаться осторожно, так как в самый неожиданный момент могут проявиться его негативные качества характера.

Возможность адаптации

Словно хамелеон, человек легко приспосабливается к окружающей его среде. Он всегда сможет найти для себя выгодную роль или место. Моментально адаптируется к жизни, в какие бы условия он не попал.

Эту маску практически никогда не наносят на тело обособленно. Чаще всего она является центром композиции. Вокруг маски располагаются полинезийские рисунки и орнамент. Также эти маски отлично сочетаются с другими традиционными символами: черепахой, ящерицей, спиралями . Все они являются прекрасными оберегами и используются в качестве защитных амулетов.

Маска Ханья

Чаще всего на свое тело подобную маску наносят люди, которые страдают от неразделенной любви или же испытывают другие похожие сердечные муки . Если говорить о классических постановках в театре в японском стиле, то когда актер в маске смотрит на зрителей в зал, то выражение лица демона злобное, агрессивное, жестокое и устрашающее. Но, если актер немного наклонит голову, то выражение поменяется. Лицо приобретет грустные нотки, черты становятся тоскующими, плаксивыми. Это происходит, потому что искусные мастера делают маски для театра особым способом.

Инструкция

Японские татуировки имеют давнюю и богатую историю. Первые свидетельства японских татуировок можно увидеть на 5000-летних статуэтках, найденных в гробницах. Кроме того, тексты, датированные III веком н.э., говорят, что японские мужчины украшали свои лица и тела ми. Спустя столетия, в основном благодаря мощному культурному влиянию Китая, татуировки стали табу и использовались в основном для преступников. Неотъемлемой частью традиционной японской татуировки была сложная система символов, которая использовалась, чтобы раскрыть характер человека. Считалось, что татуировка даже может его изменять.

Сакура является символом стойкости. Красота заключается в силе, которой она обладает, чтобы выжить в суровых . Цветущая означает цикл человеческой жизни: рождение, цветение, смерть. Японцы видят в этом прямое представление о том, какой должна быть жизнь. Они верят, что каждый день нужно прожить в полной мере, и что осознание смерти должно только сделать нас сильнее.

Яркий разноцветный карп имеет особую символику в японской культуре, и их изображение даже можно увидеть во многих храмах. Миф гласит, что если карп сможет доплыть вверх по течению к вратам небес, то он превратится в а. Изображение карпа символизирует удачу, силу, амбиции и индивидуальность. Поэтому, если вы ищете татуировку, которая символизирует борьбу и упорство, то идеальный выбор - это карп Кои.

Мифический дракон - это то, с чем обычно ассоциируется Япония. Драконы занимают важное место в японской культуре. Татуировка с изображением дракона имеет множество смыслов, таких как свобода, мужество, мудрость, власть, сила и даже сверхъестественные способности. Большое значение имеют цвета, использованные в изображении дракона, поэтому выбрать их нужно очень тщательно.

Маски для театра Но, а также храмовых ритуалов и уличных фестивалей - 鬼面 «Они-мэн».

1. 大鬼神 - ДАЙКИДЗИН - «Великие демонобоги», они же «Дзэнкишин» 善鬼神 («Добрые демоны» в своей относительности).

Представляют собой одного из 8 демонобогов сюгендо (буддизм+синтоизм+даосизм - основная религия Японии), способных изменять свой облик (как и все «они»), при этом враждебных друг другу сущностей неба и земли- 4 к 4-м или 5 к 3-м.Это дэвы, наги, асуры, оха, гаруды, гандхарвы, киннары и махораги, конкретно в лице:

1) 梵天 , 弁才天 - Бонтэн, Бэнтэн. Бэнтэн равна индийской/буддийской Сарасвати - богиня высшей мудрости, также одна из 7-ми богов счастья (покровительствует музыке), в то же время, ассоциируется с синтоистской богиней смерти - Идзанами, которая, быв при жизни доброй и хорошей, умерев стала страшной и мстительной.В гневном аспекте изображается восьмирукой, с обвитой белой змеей головой, что приближает ее к образу паучихи-змеи (т.е. самый близкий к земле образ).

Ее мирный облик с лютней/бивой, можно часто неслучайно встретить на якудзовских спинах, как и маску Хання 般若 . Потому как,Сарасвати - это опять же ипостась Праджня-дэви (Хання)- матери всего- и небесного и земного, двуликая богиня - инь-ян (так же как добрые и злые ипостаси Шакти). Хотя буддисты будут божиться, что это просветленная мудрость Будды, но почему тогда Хання - демон, - ответить не смогут.

2) 竜王 - Рюуоу. «Король драконов», - это Наг(и/а), ассоциируемый в синтоизме с Ямата Ороти, в виде змеи с человеческим торсом и человеческой головой, покрытой сверху веером змеиных голов, обитающий в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй, представляющий собой «мудрость земли». Это также и женская ипостась - маска Шиндзя, или Дзя или Майдзя 舞蛇 (Танцующая змея) с выступающими клыками и без ушей:

3) 夜叉 - Яша. Он же индийский Я кша, может быть безобидным лесным демоном/духом - «Хозяин леса», а может быть вампиром-людоедом, несущим божественную кару. Маска на древних изображениях ближе к Шиндзя с выступающими клыками и рогами:

В более поздних вариациях, приближенк собачьей морде:

4) 乾闥婆 - Кэндацуба . Гандхарвы. Это целый класс полудэв мужского пола, полузвери в тоже время, служащие для выполнения прихотей и поручений дэвов, от чего зависит их земной или небесный склад. В первом случае - враги-искусители людей, вставших на путь «просветления». Это как духи воздуха, так и духи лесов и вод.

5) 阿修羅 - Ашура (Асюра) - Асуры. Демоны гнева, ярости и безумия. « Возгордившись своим могуществом и мудростью, асуры исполнились зла и были низвергнуты богами с неба» (это сродни разводу Сусаноо с Аматэрасу).

6) 迦楼羅 - Карура. Т.е. Гаруда - «всепожирающее солнце», ездовая птица Вишну (дэва небесного склада) - врага Асуров, и являющаяся врагом мудрости Нагов, при этом называющаяся «просветленным умом» (именно просветленным), т.е. испепеляющая неверующих и непреклоняющихся перед богом. Покровительница буддизма, вытесняющего синтоизм и всяких демонов, противных Будде. Истинное зло небесное, короче х)

7) 緊那羅 - Киннара. Кимнара, Кимпуруша - птицы и львы с человеческим лицом или всем телом. Небесные прислужники Будды.

8) - 羅伽 - Магорака , Макорака. Махораги, существа родственные нагам, т.е. змеи- кобры, способные выглядеть людьми, но на службе Вишну/Будды.

У последних 5-х своей маски нет, и применяется общая страшная маска «Дайкидзин»:

2. 紅葉鬼 - МОМИДЗИ-ОНИ - «Демон кленовых листьев».

Некий демон прекрасных красных кленовых листьев. Есть люди, боящиеся сакуры, а есть кленовых листьев, вот этот они и есть этот страх. Считалось когда-то, что в кленах обитает страшный людоед, благодаря которому листья и приобретают своей кровавый цвет.

Танка Такаяма Каору 高山薫 :

鬼怒川の Кинугава но

川面に写る Кавамо ни уцуру

山々の Яма-яма но

色深みゆく Ирофуками юку

峯の紅葉葉 Минэ но момидзиба.

«По реке демонической злости,

Плывут горы кленовых листьев,

Отражения в ней в свой цвет окропляя»

3. ナマハゲ НАМАХАГЭ - «Демон суровой жизни». Новогодний демон-ревизор. Людоед с гор с припиленными клыками и рогами. Это сродни скоморохам, пара ряженых в Намахагэ, ходят по улицам и кричат «Долой лентяев!», вламываются в дома и требуют еды и выпивки, при этом пугают детей и девиц. Хозяин должен накормить их, чем доказать, что жил весь год, прилежно трудясь и не ленясь. Успокоенные этим демоны уходят до следующего года. Этот обряд считается залогом здоровья и процветания на начинающийся год.

4. 鬼太鼓面 ОНДЭКО-МЭН - «Демон барабана». На барабане и костюме блондинистого демона (или демонессы, рога у маски есть) изображен знак 3-х запятых - «небо-земля-человек», или сохранения равенства инь-ян. «Демон» танцует демонический танец под звук демонического барабана, периодически ударяя по барабану. По идее, это ритуальный танец, сродни шаманскому, призван способствовать плодородию земли, т.е. обильному урожаю и процветанию.

Не столько официальное представление Но, сколько самобытно народное, как и предыдущее:



5. 鬼怒面 КИДО-МЭН - «Демон гнева». Никаких сведений о нем, кроме самой маски не нашла, сродни Курохигэ и Акудзёу. Лысый брюнет-бородач без рогов:

6. 緑鬼面  РЁКУКИ-МЭН, 鬼面盃 КИМЭНСАДЗУКИ - «зеленый демон» или «демон посуды». У маски 2 клыка и сжатый рот. Древняя легенда неизвестна, но сейчас считается, что изображение этой рожи под дном тарелки и счастливой рожицы на дне - приносит удачу, это как «Есть счастье с рук демонов». Или: 「手の内に福を収めて、鬼は外」 (Тэ но ути ни фуку о осамэтэ, они ва сото) - «Демон снаружи - удача в руках». Иногда из нее едят весь год, а на 3 февраля - день очищения от демонического зла в себе и вокруг, разбивается. При этом посуда в идеале должна быть зеленого цвета (но это не всегда соблюдается), который сам есть залог благополучия:

7. 酒呑童子 СЮТЭН-ДОУДЗИ - «Пьющий мальчик». Где-то в 794 году появился. История его запутанная, некоторые исследователи полагают его сыном Сусаноо от той девицы, которую он спас от Ямата Ороти. Сусаноо построил им дом в предместьях Идзумо - входа в страну мертвых своей матери Идзанами, но сам отправился в дальнейшие походы, а сынок с рождения стал прикладываться к сакэ, пил литрами и был он при этом жутко силен и мудр. Мать куда-то ретировалась. Кстати, любопытен тот факт, что сакэ-то был перед этим опоен Змей Ямата Ороти, так в кого же уродился сын…? х) Вообще Ямата Ороти - это ипостась Сусаноо, на самом деле, но правды всего того иносказания не знают сами японцы. В общем, к 3-м годам мальчик уже стал распрекрасным юношей и ловеласом, девицы за него все местные перевешались. Монахов стало смущать его такое поведение иокрестили его демоном, видимо, разврата.

По другой версии, был он сыном как раз Ямата Ороти и какой-то девицы, отличался сверхсилой, разбойничал в городах, пока его не убил Минамото Ёримицу от небесных сил Аматэрасу.

По третьей, ни того и ни другого а просто сыном кузнеца, родители которого сдали его в монастырь за ненадобностью в провинции Этиго - родины Уэсуги Кэншина. Есть еще масса версий, но смысла в них немного, известно только, что он послужил прототипом к массе легендарных силачей с рождения и презираемых детей-демонов. Он же и Сёудзёу - красноволосый демон сакэ:

Но в основном изображается как все «они», с приближенностью к Шиндзя -

8. 虎熊童子 ТОРА-КУМА-ДОУДЗИ - «Мальчик тигр-медведь», 熊童子 КУМА-ДОУДЗИ - «Мальчик-медведь», 金熊童子 КАНЭ-КУМА-ДОУДЗИ - «мальчик-золотой медведь» (отсюда же и Кинтаро), 大毛童子 ДАЙМО-ДОУДЗИ «Крепковолосый мальчик», - восходят к предыдущему, дети-силачи. Или сын у Сусаноо был, наверняка, не один, и все они считаются прирожденными демонами.

9. 青鬼 АО-ОНИ и 赤鬼 АКА-ОНИ (Сякки) - Синий и красный демоны.

Братья, почти близнецы. Собирательный образ с предыдущих, в 20-м веке были популяризованы некими писателями-братьями-карикатуристами, известными под теми же именами: Яманэ Аооони и Яманэ Акаони (1934г.). Ставшие своеобразными символами Японии, они могут быть шутами, могут быть врединами, могут быть плаксами из-за того, что люди не хотят играть с ними и им приходится жить в горах.

А бывает, что "они" выглядят вот так х):

(Кстати, вот от этой как раз кувалды, и развилась бандитская идея вбивать гвозди в биту.

А еще мужская женственность, распространенная издревле, началась с того, что все рогатые «они» - от женского пола происходят. Воины, специально приближались к стертости грани пола, ради достижения высшей мудрости и силы. Отсюда все эти веера, зонты, трубки, длинные волосы, шикарные кимоно, манеры и т.п., которые можно увидеть как в представлениях театров, так и в любом, хоть сколько-нибудь историческом аниме)

Также Красный и Синий демоны используются в буддийских и синтоистских обрядах изгнания демонов, маски, близкие к Шиндзя:

10. КОККИ (КУРО-ОНИ) 黒鬼 - «Черный демон», иногда 3-й к 2-м предыдущим. С маленьким молоточком, некоторые говорят, он им дурость из людской головы выбивает х)


По другой версии, - демон битв, в самурайском доспехе держит меч и веревку - арканит ейв ад. Иногда в паре с сякки (красным демоном) танцует танец смертельной битвы:

11. 生成 НАМАНАРИ - «Возрожденная». Это состояние, предшествующее к становлению Хання или Шиндзя, у маски растут клыки и рога. Это призрак несчастно-умершей или покончившей с собой женщины. Чувствуя себя неотомщенной, она не упокоевается в мире, а из юрэй обращается в великую демонэссу иньской природы, и карает виновных, потом невиновных, пока ее кто-нибудь не успокоит.

12. 山姥 ЯМАНБА - «Горная ведьма». Известна с эпохи Хэйан. Еще одна ипостась дикой женщины, сродни нашей Бабе-Яге, ушедшей отшельничествовать в избушку в лесных горах. Съедает заблудившихся путников, которых приманивает, обращаясь в красавицу. Иногда, назвавшись проводником, заводит в крутые скалы и сталкивает их в пропасть. Способна превращать свои волосы в ядовитых змей, жалящих жертву. Крадет детей, в общем, с древности все людские пропажи вешали на нее. Известны случаи, когда ведьма делится своими тайными знаниями с кем-либо из людей, если тот доставит ей другого человека на съедение, или способен будет на какой-либо другой обмен. В других мифах, она просто вечно одинокая отшельница, живущая в гармонии с природой.

В одной из драм театра Но, основатель его Дзэами Мотокиё, представил Яманбу, как няньку, воспитавшую великого героя (что равносильно, демону войны) - Саката-но-Киэтаки (он же прототип Сакаты Гинтоки из Гинтамы), а его прототип также Кинтаро, также Сютэн Доудзи, т.е. дите Сусаноо или Ямата Ороти.

13. 黒髭 КУРОХИГЭ - «Чернобородый». Что-то вроде нашего Черномора. Колдун-отшельник или демонобог земли, также имеет связи со змеями, у маски нет ушей. Может быть драконом, живущим в море. Иногда называют его богом-покровителем самого театра Но.

14 鬼武悪 ОНИ-БУАКУ - «Демон злого воина».

Восходит к злому старику Акудзёу, его следующая стадия перехода из призрака злого мужчины-воина в демона, который преследует после смерти сыновей, дабы они мстили за него, наподобие тени отца Гамлета.

15. 烏天狗 КАРАСУ-ТЭНГУ - «Тэнгу-ворон» - покровитель темных ниндзя.

Значения татуировки Ханья двояки: защитник и мститель, мудрый страж и хитрый демон, всепоглощающая страсть и горькие сожаления.

Значение татуировки Ханья

Прежде всего, демон Ханья или Хання очень запоминающийся яркий и образный персонаж. Особенно на теле красочное изображение Ханья будет выглядеть незаурядным.

В японской культуре демоны не являются строго отрицательными персонажами. Они скорее духи и несут защитную функцию. Ханью изображают в качестве оберега. Этот образ можно сравнит с ангелом-хранителем.

Сама театральная маска изготавливается таким образом, что с одной стороны выглядит устрашающе и гневно, а в ином ракурсе отражает страдание, муку и сожаления, кажется рыдающей безутешно. Это требует особого мастерства исполнения. Ханья олицетворяет страдающую душу, осуществившую месть, но не нашедшую покоя.

История возникновения образа

Праобразом японского демона считается тибетский страж, хранитель буддизма мудрый Ханнья, обладатель маски змея.

С японской маской связана иная легенда. Девушка полюбила странствующего монаха, полюбила страстно и самозабвенно. А он взаимностью не ответил, продолжив свои скитания. Девушку объяли обида, гнев и злоба, за пренебрежение искренним чувством. Чувства эти сделали её демоном, наделив силой.

Только-только переродившись, отправилась она вершить свою месть. Настигла того монаха и покарала, спалив огненным дыханием. Но сожаление и разочарование настигла её. Так и бродит с тех пор одинокий демон, то жестоко карая бесчувственных мужчин, то стеная о потерянной любви.

Многие персонажи и образы японской культуры и мифологии несут двойственное значение. Так и Ханья служит для понимания того, что гнев и ревнивая ярость могут быть вызваны глубоким разочарованием и отчаянием. А долгая жизнь предназначена для понимания, прощения, сострадания.

Другая легенда говорит, что двоякую маску создал монах-скульптор Ханья-бо для обрядовых танцев. Маска рогата, а рот на ней ощерен в острозубой улыбке. Но при взгляде искоса создаётся впечатление, что демон рыдает. Сам этот образ далёк от женственности, но именно женщину, поглощённую ревностью и гневом олицетворяет Ханья.

Интересно! В Японии по сей день два приставленных к голове пальца – жест, означающий, что женщина «сходит с ума» от ревности к своему мужчине.

Хання имеет вид очень запоминающийся. Два бычьих рога, агрессивный взгляд, клыкастая улыбка от уха до уха. И маска, и демон изображаются всегда яркими красками.

Насыщенность цвета тоже имеет своё значение, выражая степень гнева и страсти. Алый цвет означает всепоглощающую страсть и сильнейшее негодование. Бледные тона говорят о более спокойных чувствах, любви, собственнических чувствах, желании спрятать объект страсти от мира, присвоить.

Дыхание, исходящее изо рта демона символизирует разрушение, которое несёт чрезмерная страсть.

Встречаются изображения Ханьи с третьим глазом. Этот образ призван подчеркнуть прямое значение слова. Ханья переводится как «мудрость». Здесь мистический добавочный глаз признак сверхчеловеческого зрения, прозрения. Смотреть глубже, видеть больше.