Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей Психологические особенности детского творчества

Детей

Цель:

1. Повторение и расширение знания педагогов, о детском конструировании, его формах, и роли в развитии детей дошкольного возраста.

В детском конструировании выделяется два вида:

Техническое (из строительного материала и конструкторов);

Художественное (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Конструирование – продуктивный вид деятельности , поскольку основная его цель - получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а так же формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.


Есть недостатки в практических действиях детей при конструировании и педагог должен помнить о них:

1. Нечеткость замысла, которая объясняется нечеткостью структуры образа

2. Неустойчивость замысла, когда создается один объект, а получается совсем иной, которым, к сожалению, его создатель довольствуется.

3. Поспешность исполнительной деятельности

4.Нечеткость представлений о последовательности действий, неумении их планировать

5. Неумение предварительно анализировать задачу

Ученые-исследователи предлагают различные типы её организации:

1. Конструирование по образцу .

Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно - образное мышление.

2. Конструирование по модели .

Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме . (Например - транспорт)

Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.

5. Конструирование по замыслу : это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование . Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам . Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.


(вставить фото с занятия)

Художественное конструирование – это в первую очередь средство умственного развития ребенка , его познавательных способностей, но по мимо умственного развития ребенка осуществляется развитие его художественных способностей. Х. К. – это деятельность развивающаяся в течении дошкольного детства, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества: умение планировать, осуществлять и контролировать. Х. К. – это еще и создание художественного образа.

Многие не видят разницы между аппликацией , художественным трудом и художественным конструированием. И действительно между видами детской художественной действительностью много общего:

Сходства:

Носят развивающий характер т. е. в процессе у детей развиваются восприятие, мышление, воображение, память, речь, эстетические, коммуникативные способности.

Во всех них используются конструктивный способ (создание продукта)

Во всех них используется один и тот же материал (бумага, ткань) природный и бросовый природный материал.

Во всех них используются сходные технические приёмы (обрывание, скручивание, сменание и др.)

Отличия

Вместе с тем эти деятельности принципиально отличаются друг от друга некоторыми задачами:

Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность (создание детьми сувениров, ковриков, гирлянд, украшений, посуду и т. д.)

И его главные задачи: формировать художественные способности эстетическое отношение к миру, представлений о возможности украшения окружающей среды.

Художественный труд основывается на принципах народно-декоративно прикладного искусства, в процессе создаются изделия.

Главная задача – это способствовать эстетическому развитию детей, развитие моторики, ручной умелости, координации движений пальцами необходимых для овладения письма.

Аппликация – основывается на вырезывании силуэтов, отрывания, ощипывания, наложения на фон и закрепления.

Художественное конструирование - используется бумага (мягкая, цветная), ткань, геометрические фигуры разного цвета, величины для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных, которые можно было бы изменить, добавить, убрать, поменять, переставить. (показать свой декоративный и сюжет из палочек).

Практическая работа

Заключительная часть

При разработке данного материала использовались исследования, .

Каждый из рассмотренных типов организации обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимый материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.

Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

«Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек, при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А.С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

Конструирование из строительных материалов;

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

Конструирование из природного материала.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только, затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

В старшей группе продолжается обучение умению анализировать предметы, выделять характерные признаки в них, сравнивать по этим признакам. Развивается способность устанавливать различные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения, зависимость скорости высоты горки и т.д.).

В этой группе особое место начинает занимать формирование простейших элементов учебной деятельности: понимание задачи, поставленной воспитателем, самостоятельное выполнение указаний, определяющих способ действия.

Продолжают совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на шестнадцать маленьких квадратов, по диагонали, четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его конус.

Учить работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру.

Создавая бумажные цилиндры путем их соединения и фигурки животных, людей, дети учатся передавать различные положения и позы этих фигурок, объединять их в несложные композиции.

Детей подготовительной к школе группы учат при рассматривании предметов выделять как общие, так и индивидуальные их признаки; выделять основные части предмета и определять их форму по сходству со знакомыми геометрическими объемными телами (фойе в кинотеатре имеет форму цилиндра или полушария, крыша - форму призмы и т.д.).

На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляются умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.

Детей этой группы учат делать различные поделки - игрушки, используя бумагу в сочетания с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки дети делают игрушки-забавы из картона с движущимися частями (петушка с балалайкой, зайчик с двигающими лапами), а с помощью коробок, катушек, картона и бумаги изготовляют объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома).

Конструируя из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.), дети делают игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом воспитатель учить детей устанавливать связь между формой предмета и его назначением (баржа - широкая с тупым носом, плавает медленно, но берет много груза и т.д.).

В старшей группе при обучении детей конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы к детям с целью привлечения имеющегося у них опыта и т.д.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависит от задач обучения и наличия опыта у детей.

Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, то воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, а во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере овладения детьми этим способом воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, его обследование и вопросы к де детям, активизирующие имеющиеся у них знания.

Так, например, при изготовлении поделок из цилиндров воспитатель не объясняет детям поделку самого цилиндра, так как им уже знаком прием изготовления этой формы, а вопросами: «Из каких форм сделаны эти игрушки?», «Как свернуть полосу в цилиндр?» - заставляет детей вспомнить последовательность соединения частей и показывает способы передачи позы фигур (например, чтобы собака сидела, ее передние лапы приклеивают немного наклонно).

Или занятия по поделке парашюта воспитатель после обследования готового образца говорит детям: «Вспомните, как надо сложить, квадратный лист бумаги пополам (совместить стороны и углы. А как сложить круг пополам?» (надо, чтобы одна половина круга совпала с другой). А дальше предлагает детям рассказать, что надо сделать, чтобы получился парашют. Однако если дети затрудняются в ответе или отвечают неправильно, воспитатель подсказывает детям или поправляет их.

С целью привлечения детского внимания к новым видам поделок воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Например, перед обучением поделкам из бумажных цилиндров на выставке показывает маленькие композиции, объединяющие по две фигурки из цилиндров - лиса и заяц, два медвежонка, человек ведет собачку и т.п.

Дети подготовительной к школе группы осваивают изготовление достаточно сложных конструкций, требующих больших технических умений, поэтому подробное объяснение последовательности изготовления поделки и показ используются воспитателем достаточно часто.

При поделке вертушки воспитатель также подробно объясняет и показывает, как надрезать квадрат (на одинаковом расстоянии от центра до линии), как загибать надрезанные уголки (через один) и приклеить в центре квадрата один на другой, как прибить вертушку к палочке и т.д. украшение своей вертушки дети делают самостоятельно.

Однако если в поделке используются уже знакомые детям способы действия, то воспитатель ограничивается обследованием образца и частичным показом (например, на занятии по изготовлению из бумаги мебели) или вопросами к детям, активизирующими имеющиеся у них знания. Так, например, на занятии по изготовлению елочных гирлянд вначале обследуются готовые образцы, а затем воспитатель спрашивает детей, как их надо делать, уточняет ответы, после этого дети самостоятельно выполняют задание.

Если поделка достаточно трудоемкая и требует большой затраты времени, то ее изготовление воспитатель может распределить на два занятия, как это делается, например, при поделке игрушек с двигающимися деталями. На первом занятии воспитатель показывает одного - двух забавных зверушек, сделанных им самим из картона, и говорит, что дети будут делать такие же игрушки для игры в театр, и сегодня они нарисуют на картоне животное, которое придумают сами. Дети рисуют и раскрашивают в соответствии с замыслом (туловище, голову, лапы и т.д.). На втором занятии дети по показу и объяснению воспитателя мастерят из этих рисунков игрушек.

Организация занятий по изготовлению игрушек требует большой предварительной подготовки, которую воспитатель начинает иногда за несколько дней до занятия, привлекая к этому детей. Дети не только помогают готовить материал - резать бумагу, раскладывать ее по форме и т.д., но и заранее склеивают листы бумаги в трубочки (заготовки для ножек мебели), делают аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д.

В подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т.д.).

С первых занятий детей учат делать коробочки из квадратного листа бумаги, сложенного сначала в 9 квадратиков. Затем они усваивают способ изготовления выкройки домика, корзиночки из бумаги, сложенной в 16 квадратиков. Если выполняют домик, то выясняют, где будут у него окна, двери, далее делают надрезы с двух противоположенных сторон, выкройку складывают и склеивают, добавляют некоторые детали: крышу, трубу, балкон и т.п.

Это занятие (как и последующие) можно использовать для развития пространственной ориентировки, пространственного воображения, элементарного умения видеть в плоскостной выкройке объемный предмет. Детей нужно научить самостоятельно готовить выкройку игрушки, умению выделить основную ее часть, определить форму, а затем изготовить, дополняя деталями, характеризующими данную игрушку. Так, из кубической коробочки можно приготовить много разных игрушек: корзиночку, стол, стул, коробочку с крышкой и т.д. Важно, чтобы дети сами нашли, у каких предметов основная часть похожа на коробочку, и сделали соответствующую игрушку. дошкольник наглядный образный оригами

Для закрепления умения видеть в выкройке объемный предмет необходимо, чтобы каждый ребенок умел сравнивать эту выкройку с готовым изделием, а затем уже самостоятельно сделал игрушку.

Мухамеджанова Зифа
Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста

Конструирование – это практическая деятельность , заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления , а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения.

Занятия конструированием влияют на :

Физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев,

Влияют на координацию движений,

Пространственную ориентацию,

Нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают,

Развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами;

В процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их,

Трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность , самостоятельность, инициативность и организованность.

Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества, устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.

Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе : развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей . Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.

Существуют следующие виды конструирования :

Из строительного материала,

Наборов конструкторов ,

Природного, и других материалов.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников .

Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

Конструирование из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду . При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести :

Органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.) ;

Целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;

Создание у детей «не учить, а сотрудничать»

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей . В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога - «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать) .

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста , целью, которой является всестороннее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную деятельность .

Для реализации цели следующие задачи :

Развитие творческого воображения ребёнка,

Формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,

Развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,

Воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,

Формирование умения предвидеть будущий результат;

Обогащение и развитие речи;

Формирование пространственных представлений,

Развитие мускулатуры руки, координации движений,

Стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности ,

Формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Работа по образцам;

Работа по графическим схемам;

Работа по словесному описанию;

Работа по понятию;

Работа по замыслу.

Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям :

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности ;

Создание произведений для собственной художественной галереи;

Создание макетов;

Изготовление украшений и сувениров к праздникам (поздравительные открытки, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр.) ;

Создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей , летопись группы, дневник природы, книга сказок) ;

Создание коллективного рассказа, где все слова начинаются с одной буквы и пр., данный вид деятельности развивает устное творчество детей , способствует освоению чтения и письма;

Подготовка материалов для «театра» (спектакля) - изготовление декораций, элементов костюма и пр. Данный вид деятельности связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.

Результатом работы является :

Создание системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников ;

Формирование у детей творческих способностей;

Улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;

Успешное подготовка детей к обучению в школе .

Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает , как правило, следующие образовательные области : познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей . В настоящий момент в речи детей существует множество проблем : односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.

При взаимодействии с родителями используются следующие формы работы :

консультации ,

Папки – передвижки;

Выставки с участием родителей,

Изготовление поделок,

Развлечения,

Родительские собрания.

Публикации по теме:

LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Гуревичева Мария Александровна Старший воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» «LEGO» - конструирование.

Деловая игра для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Деловая игра для родителей «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Участники: воспитатели ДО, родители. Цель: создание.

Консультация «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость.

Консультация для родителей «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста» Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно.

Консультация для воспитателей «Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается.

Конструирование как основа развития технических способностей детей дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!» В. А. Сухомлинский Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Шкеева Татьяна Владимировна Жарикова Светлана Владимировна Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.

Проект «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» Проект "Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста" Тема: «Вся наша планета дышит».

Библиотека изображений:

План:

1.Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников.

2. Виды продуктивной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

3. Этапы развития продуктивной деятельности ребёнка.

5. Изобразительные способности дошкольников.

1. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных за­дач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду.

Изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

В процессе рисования, лепки, аппликации ре­бенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им кра­сивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художест­венных возможностях изобразительной деятельности. Углубляются предс­тавления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладева­ют изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их ис­пользовать.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от вос­питателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично спосо­бствовать приобретению необходимых навыков. Известный исследова­тель А. Лилов, свое понимание творчества выразил так: оно «имеет... общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристи­ки, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти об­щие закономерные моменты творчества таковы: творчество есть общест­венное явление, его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодей­ствии с объективной действительностью».

В. Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «творчество характеризует непрерывное единство познания и воображе­ния, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение ис­кусства».

Педагоги подчеркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Что же представляет собой изобразитель­ное творчество ребенка дошкольного возраста? Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие опреде­ленного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество име­ет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее ре­зультате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее ог­ромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность - это достоя­ние всего общества. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как сред­ство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в те­чение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глу­бокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, кото­рый в дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрос­лый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изоб­разительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способ­ствует разностороннему развитию детской личности.

По Толковому словарю русского языка, творчество – создание новых по замыслу художественных или материальных ценностей.

Энциклопедия даёт такое определение: творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

В. Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творче­ство) рассматриваем в условиях общего эстетического вос­питания скорее как метод наиболее совершенного овладения определен­ным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое пост­роено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а так­же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и слож­ное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлече­ние образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспиты­вать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сде­лать их представления ясными, более полными. Это поможет детям яр­че воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводи­мого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в ри­сунке, лепке, аппликации.

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к ра­боте Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значе­ние». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются внутрен­ней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту потреб­ность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном вов­лечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда незаурядные способности. Следовательно, возникает большая педагоги­ческая проблема - найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Этот прием заключался в том, что Толстой и его ученики начинали писать на одну тему «Ну, кто лучше напишет? И я с вами». «Кому у кого учиться писать...» Итак, первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать ребятам не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т.д. В результате ученики видели, как «это делается».

Педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют восп­роизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выде­лять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанав­ливать их последовательность. Исследователь детского изобра­зительного творчества Е.И. Игнатьев считал: «Воспитание умения правильно рассуждать в процессе рисования очень полезно для разви­тия аналитического и обобщающего видения ребенком предмета и всег­да приводит к совершенствованию качества изображения. Чем раньше включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, тем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правиль­ное изображение».

Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс; разговоры пресекаются, обрыва­ются воспитателем.

Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображае­мого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразитель­ной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значе­ние регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения...». Педагогические исследования показали, что дети охотно запоминают четко сформулированные прави­ла работы с изобразительными материалами и руководствуются ими.

2. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2-3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

3. Доизобразительный этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. Здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.
Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.
Ассоциативный этап заключается в появлении умения изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия - цветом, формой, композиционным построением.
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.
Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.
Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз - человеку, колес - машине и т. п.
Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал? Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же.
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.
В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Объясняется это тем, что внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.

4. Условия творческого развития дошкольников в процессе продуктивной деятельности.

1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

5. Творческие изобразительные способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Б.М. Теплов разделял способности и задатки на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы способностей.

Различают общие и специальные способности.

К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п.

Детское конструирование - это процесс создания разных конструкций и моделей из разных материалов, в которых предусматривается взаимное пространственное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.

По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью, в нём так же отражается окружающая действительность.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок либо взрослый перед ним, можно разделить конструирование на техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов, виденных ими спектаклей и т.д. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: грузовик с кабиной, кузовом; дом с крышей, окнами, дверью, крыльцом и т. п. К техническому конструированию, как правило, относится конструирование из строительного материала (деревянные или пластмассовые детали геометрической формы), из деталей конструкторов , имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свою отношение к ним, передают их характер, используя такой приём как «нарушение» пропорций, а так же цвет, фактуру, форму. Это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. д., что приносит им большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают несколько видов конструирования.

Техническое конструирование.

1. Конструирование из строительных материалов. Этот вид конструирования является наиболее доступным для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт возможность детям с наименьшими трудностями получать конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей. Положительное качество строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, поэтому он используется в работе с детьми с раннего возраста. Занимаясь постройкой из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

2. Конструирование из деталей конструктора . Детали конструкторов имеют разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.). Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Этот вид конструирования до сего времени относится к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его используют в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоёмкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объёмные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот. В противном случае они часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения, но обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат уже после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости её разбирать и начинать всё сначала.

3. Конструирование из крупногабаритных модулей. Крупные модули бывают объёмные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объёмные, так и плоскостные конструкции. Этот вид конструирования, особенно объёмного, по своей сущности близок, прежде всего конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п. , соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования – дети начинают предусматривать прочность, удобство конструкций.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объёмного тем, что оно позволяет детям создавать новую целостность путём убирания лишнего. Это существенно влияет на развитие у детей образного мышления и воображения.

Художественное конструирование.

1. Конструирование из бумаги, картона является более сложным видом. Основная трудность состоит в том, что бумагу - плоский материал надо перевести в объёмные формы. Сделать это самостоятельно ребёнок не может. Взрослый должен научить детей определённым приёмам. Пользуясь ими, они могут не только сооружать поделки, которым их научили, но и создавать творческие, нужные им для игры.

2.Конструирование из природного материала. Используется с младшего возраста. Прежде всего, это песок, снег, вода. В дальнейшем детей учат делать игрушки из веток, коры, листьев, шишек, семян. Своеобразие этих поделок заключается в том, что используется естественная форма материала. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребёнка.

3.Конструирование из бросового материала . Бросовый материал (коробки, флаконы, фольга, пенопласт, поролон, проволока и т.д.) представляет из себя прекрасные полуфабрикаты. Их использование способствует формированию нового, нестандартного взгляда на вещи, преодолению стереотипности мышления. Советы родителям и детям собирать и хранить подобные материалы следует обосновывать не тем, что мы «бережливые», а тем, что мы – художники.

Для успешного освоения ребёнком конструкторских умений, необходимо знать перспективу их развития. Поддьяковым Н.Н. предложены типы конструктивной деятельности как некие общие этапы в обучении детей конструированию сходных по тематике конструкций и поделок.

1тип – конструирование по образцу.

Детям предлагают воспроизвести в постройке предмет, который выступает в роли образца. В зависимости от подготовки ребёнка образец может быть расчленённым (когда видно из каких частей он состоит), нерасчленённым (когда в качестве образца предложена целостная модель и ребёнок должен установить из каких деталей он воспроизведёт его), плоским (в качестве образца выступает рисунок, фото, схема объекта).

2 тип – конструирование по условиям. Его следует начинать лишь после того, как дети освоят конструирование по образцу. Такой принцип должен соблюдаться в работе на любую тему во всех возрастных группах. Конструирование по условиям развивает у ребёнка интерес к варьированию (исходя из одного условия дать разные решения). Примером может служить предложение детям построить ворота разных размеров (условием является размер машинки, которая есть у ребёнка), по-своему украсить их. Совершенно понятно, что детьми уже освоено конструирование ворот по образцу, они знают, из каких частей состоят ворота, какие детали лучше использовать для каждой из них.

3 тип – конструирование по замыслу. Возникает только тогда, когда ребёнком с помощью взрослого освоены первые два типа. В этом случае у него будет достаточно обобщённых представлений о конструируемом объекте, и он будет владеть обобщёнными способами конструирования. Поэтому ребёнок сможет создать такую постройку, которую задумал.

Следует отметить, что содержание работы по разделу «Конструирование» в специальных дошкольных учреждениях отличается от содержания аналогичного раздела программ дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа предусматривает работу с бумагой, природным материалом, и пр. в русле раздела «Конструирование». В программе специальных дошкольных учреждений эти виды работы вынесены в особый раздел «Ручной труд», а в разделе «Конструирование» представлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом. Кроме этого для усиления коррекционной направленности обучения в некоторых программах раздел «Конструирование» дополнен специальными заданиями, способствующими формированию у детей представлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек и разрезных картинок). Для образования устойчивой связи в представлении ребёнка между реальным предметом и его плоскостным изображением введены задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроизведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате. Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию. Введены специальные игры-упражнения, способствующие формированию у детей умения воспринимать форму, величину, пространственное расположение, выделен особый вид упражнений – непредметное конструирование, в ходе которого дети постигают изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Однако, как справедливо утверждает Парамонова Л.А., взрослому, работающему с дошкольниками, необходимо уметь различать, какую задачу решает ребёнок в данном конкретном случае. Если мы имеем дело с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, то следует понимать, что эти постройки не являются для детей основной целью. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли, что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В другом случае можно заметить, что мы имеем дело с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. В этом случае дети стремятся воспроизвести основные части постройки в соответствии с их практическим назначением, при этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

Учёт особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры – неоправданны, поскольку это может её разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность, когда ситуация требует этого – значит существенно обеднять развитие детей.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Поэтому занятия конструктивной деятельностью в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики аномального ребёнка. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей . Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение), практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета. Известно, что у ребёнка постепенно накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Именно в дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребёнка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы величины предметов, их положения в пространстве, высота звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Так, например, при восприятии плоскостной формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии объёмных тел эталонами являются куб, шар, параллелепипед.

Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами создаются впервые в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребёнком ставят задачу воспроизвести в конструкции тот или иной предмет, он старается соотнести особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Это заставляет ребёнка помногу раз обследовать материал, что ведёт к запоминанию формы окраски, величины элементов строительного материала. Поскольку каждый раз используются одни и те же или похожие на них детали, они приобретают значение образцов, эталонов.

Но кроме этого ребёнок помимо восприятия качества предмета, разбирает практический образец на детали, а затем собирает их в модель. Так в действии он осуществляет анализ и синтез . Сооружая ту или иную постройку, дети отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия . В дальнейшем, по мере совершенствования зрительного восприятия ребёнком предметов окружающего мира, создаётся предпосылка для приобретения способности производить зрительный анализ модели, не прибегая к реальному расчленению. Таким образом формируется способность сравнивать, анализировать, включая в процесс восприятия процесс мышления . Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребёнка образного и элементов наглядно-схематического мышления , формирования у него представлений о целостном образе предмета , отчего качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем, в процессе чего ребёнок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами частями предмета, у него возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления . Они познают, что предметы группируются по однородности, они объеденены одним понятием: заборы, здания, мосты, транспорт. В каждой группе предметы имеют общие и различные признаки. Общее – это одинаковые составные части (у всех домов обязательно должны быть стены, крыша, двери, окна). Различия – в форме, величине, отделке. Они зависят от назначения (забор для жирафа должен быть высоким, а для зайчика ниже, поэтому кирпичики ставятся на разные грани при постройке этих разных заборов).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщённые способы действий . Дети учатся планировать работу, представляя её в целом. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки, передавая в ней общие и различные признаки. А это может побудить детей искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.

Овладение конструированием способствует расширению словаря и обогащению детской речи . В процессе занятий по конструированию дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел (у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцевые стороны, а остальные – прямоугольные). Кроме этого детей учат устанавливать связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих, а кроме этого дети учатся умению объяснять, рассказывать о содержании выполненных построек, и последовательности их выполнения. В более старшем возрасте они учатся элементарно планировать свою деятельность, рассказывая о последовательности предстоящих действий.

Нельзя не отметить так же положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Успех деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребёнка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения. Известно, как неловко большая часть детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии накладывают кубики друг на друга, плохо совмещают поверхности строительных деталей, кладут фигуры на край, что часто приводит к разрушению целого, то есть движения рук у детей недостаточно скоординированы. В связи со значительными моторными трудностями и недостаточностью зрительного контроля за движениями рук одной из важных задач обучения конструированию является обеспечение операционально-технической стороны этой деятельности. Этому способствует как выполнение специальных заданий, так и формирование навыков конструирования.

Конструирование на занятиях и играх формирует и моральные качества личности ребёнка. Педагог прилагает много сил для того, чтобы научить детей работать рядом, не мешая друг другу, а в дальнейшем – сотрудничать, выполняя совместные задания, договариваться об этапах работы, доводить её до конца. Он учит детей помогать друг другу в случаях затруднений или допущенной ошибки, одновременно следит за тем, чтобы это делалось деликатно, без обидного вмешательства в работу своего сверстника.

Особое внимание взрослый обращает на формирование у каждого ребёнка умения адекватно оценивать свою собственную и чужую продукцию, сравнивать её с натурой, образцом или текстом. Поэтому обследование модели перед изображением и анализ уже готовой постройки осуществляются по одной схеме.

Вопросы по теме.

1. Чем отличаются друг от друга техническое и художественное конструирование?

2. Какова специфика взаимосвязи игры и конструирования?

3. В чём сущность конструирования по образцу? Виды образцов, используемых в детском саду?

4. В чём преимущество конструирования по условиям с точки зрения умственного развития дошкольника?

5. В чём суть традиционной методики организации конструирования из деталей конструкторов и почему она молоэффективна в развитии дошкольников?

6. Чем отличается конструирование из крупногабаритных модулей от других видов конструирования?

7. Почему конструирование из строительных материалов является наиболее предпочтительным в работе с малышами?

8. Коррекционная роль конструирования в умственном развитии детей, имеющих отклонения?

9. В чём отличие программ по конструированию в специальном детском саду от массовых программ по этому разделу?

10. Значение конструирования в развитии речи детей, имеющих отклонения?

11. Типы конструирования, используемые в работе с дошкольниками.