Литературный калейдоскоп по сказкам в старшей группе. Конспект занятия по развитию речи "литературный калейдоскоп"

Программное содержание:

Уточнить знания детей по теме «Сказки», дать понятие «народная сказка», «авторская сказка», познакомить с историей возникновения русских народных сказок. Развивать умение с помощью движений передавать характерные особенности сказочных героев, учить импровизировать в танце. Закреплять умение находить части и целое, упражнять в порядковом счете в пределах 10, решать простые примеры на сложение и вычитание.

Материалы и оборудование : интерактивная доска SMATboard и программа Smart Notebook, предметы из сказок (хрустальная туфелька, перо жар-птицы, аленький цветочек и т.д.)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку, чтобы у всех у нас было хорошее настроение.

Ребята, я знаю, что вы любите сюрпризы, и что в вашей группе есть большие фантазёры и выдумщики, которые любят придумывать сказки и играть в них. Так ведь это? (ответы детей) Любите вы сказки?

Тогда проходите, я покажу вам волшебное зеркало, в котором живут сказки! Хотите посмотреть? (Подводит к интерактивной доске SMARTboard , на ней идет заставка «В гостях у сказки», дети смотрят стоя).

Воспитатель комментирует:

Мы все - и взрослые, и дети очень любим сказки. Вы познакомились с ними еще совсем малышами, когда вместе с родителями рассматривали книжки со сказками, когда мама читала их вам перед сном. Из них, вы впервые узнали, что есть положительные и отрицательные герои, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат думать, чувствовать, сопереживать. Без них наша жизнь была бы намного скучнее. Давайте присядем, и поговорим о них подробнее.

Воспитатель: (познавательная информация): Ребята, сказки бывают разные. Есть сказки, которые сложили в народе. Как вы думаете, как называются такие сказки? Правильно - народные.

Русская народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня наши предки долгими вечерами, при зажженной в избе лучине складывали и слушали сказки, а потом пересказывали их друг другу. Так они передавались из уст в уста, из поколения, в поколение и дошли до нас с вами.

Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей, несколько иллюстраций на экране) . А так же народные сказки были сложены не только на Руси, но и в других странах. Как вы думаете, если сказка было придумана в Китае, как мы ее назовем? (китайская народная сказка), а если в Молдавии? (молдавская народная сказка и т.д.)

А есть сказки, которые написаны одним или несколькими людьми - это авторские сказки. Каких авторов сказок вы знаете? (ответы детей, на экране несколько портретов)

Вот это портрет великого русского поэта, писателя, сказочника - Александра Сергеевича Пушкина. Какие сказки он написал?

Воспитатель:

В этом волшебном зеркале живут герои сказок. Предлагаю поиграть в игру и отгадать некоторых из них.

Игра в программе Smart Notebook (игра коллекции LAT на интерактивной доске) -

карточки-флипперы (на одной стороне описание героя, на другой изображение самого героя, детям зачитывается описание, ребенок, первый отгадавший правильный ответ, выходит к доске и с помощью касания переворачивает карточку, на обратной стороне которой правильный ответ).

· Как звали сказочную героиню, у которой были голубые волосы?

· Какой сказочный герой жил на крыше?

· Какая сказочная героиня появилась из цветка?

· Какой сказочный герой приносил разносил почту в деревне Простоквашино?

Воспитатель: Молодцы! Отгадали всех сказочных героев!

А с каких слов обычно начинается сказка, кто знает - быстро руку поднимает? А с каких заканчивается? (ответы детей )

Молодцы, предлагаю вам самим сделать сказку, побыть сказочными героями из сказки и поиграть в игру. Мальчики превратятся с отважных рыцарей в доспехах, а девочки в прекрасных сказочных фей.

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, какие движения должны быть у рыцарей? Правильно - резкие, тяжелые, они в таких доспехах тяжелых. А у фей? Легкие, воздушные, грациозные, изящные.

Физкультминутка «Рыцари и феи»

Воспитатель: Вот какие молодцы, как здорово изобразили сказочных героев. А теперь я предлагаю вам вернуться на свои места и выполнить волшебные задания. Хотите?

В нашем волшебном зеркале перепутались все буквы. Нужно поставить все буквы по порядку, чтобы получились слова! Первое слово - сказка.

Составление слов на интерактивной доске (коллекция LAT , анаграммы). (слова: Сказка, книга)

Воспитатель: ребята, а какие бывают книги по содержанию? Ответы детей: мудрые, познавательные, содержательные, поучительные, нравоучительные . Вот сколько слов мы подобрали, вот какое волшебное слово - КНИГА! Предлагаю вам разобрать это волшебное слово по буквам и звукам!

Звуко-буквенный анализ слова «КНИГА»

Сколько букв в слове? Сколько в нем согласных звуков? Назовите их. Сколько гласных? Назовите их. Давайте посчитаем, сколько в этом слове слогов. Молодцы. А теперь кто ответит, какой первый звук в слове КНИГА? Давайте вместе произнесём вслух это слово и послушаем. Правильно - К - это звук согласный, а твердый или мягкий? Правильно - твердый, обозначаем синим значком в виде вот такого маленького прямоугольника. Второй звук? Правильно - Нь - согласный и мягкий, обозначаем зеленым значком. Третий - И - гласный - обозначаем красным значком. Четвертый - Г - согласный и твердый. И - А - гласный - обозначаем красным значком!

Вот какое волшебное слово КНИГА, но теперь мы раскрыли все его секреты! А нашим глазкам пришла пора отдохнуть.

Давайте привстанем и сделаем специальную гимнастику для наших глазок, чтобы они никогда не болели!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы так весело играли,

Наши глазоньки устали!

Отдохнуть, чтоб нашим глазкам,

Начинаем снова сказку.

Глазки-часики - тик-так,

Влево, вправо смотрим в такт.

Вверх и вниз теперь поскачем,

Наши глазки словно мячик!

Прыг-скок, вверх-вниз,

Глазки скачут - не ленись!

В миг в колёса превратились -

И по кругу покатились.

Смотрим все теперь в окошко,

Ну а после, на ладошку.

Влево, вправо повернули —

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель:

Теперь наши глазки отдохнули, и мы можем продолжить выполнять волшебные задания. А вы хотите помочь нашим сказочным героям, которые никак не могут справиться с математическими заданиями! Поможете?

Дети выполняют математические задания на интерактивной доске :

Дидактическая игра «Помоги Незнайке назвать соседние числа»

Ребята, первый сказочный герой, которому нужно помочь - это Незнайка. В школе ему задали домашнее задание - назвать соседние числа. Он опять не слушал учителя на уроке и никак не может справиться с заданием. Давайте поможем ему!

Дидактическая игра «Реши примеры с Мальвиной»

А теперь Мальвина хочет проверить наши знания. Нужно найти целое и части и написать равенство. Кто первый сможет выйти и выполнить это задание?

Дидактическая игра «Помоги Буратино попасть на остров Сокровищ»

Ребята, а теперь Буратино просит нас о помощи! Нужно помочь ему попасть на остров Чудес. Для этого необходимо решить математическую цепочку, и получится мостик, по которому Буратино сможет попасть туда.

Воспитатель:

Молодцы! Вы так здорово выполнили все задания! Ребят, а вы знаете, что сказка окружает нас всегда и везде, в каждой вещи своя сказка, на что ни посмотришь - сразу сказку вспомнишь. Я предлагаю вам пойти и поискать вещи из сказок.

Дети под легкую музыку свободно передвигаются по группе, находят предметы из сказок и говорят название сказки и ее автора (золотой ключик, хрустальная туфелька, луковица, золотое яичко, аленький цветочек, золотая рыбка, красная шапочка, перо жар-птицы….и т.д.)

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям волшебную палочку. Спрашивает детей :

Дети, а это что за сказочный предмет? Правильно, волшебная палочка! Что можно сделать с её помощью? (ответы детей ). Правильно, с её помощью можно совершать любые чудеса! И я сейчас очень хочу совершить ЧУДО! Не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло и все люди радуются! Я хочу зажечь на сказочном небе наши звездочки, чтобы получилось созвездие доброты, и оно засияло и подарило радость, свет и тепло всем людям!

Воспитатель на интерактивной доске с помощью волшебной палочки зажигает звездочки с фото каждого ребенка.

Ребята, посмотрите, какое замечательное созвездие ДОБРОТЫ у нас получилось! Теперь вы всем подарили частичку своей радости и доброты!

Www.topauthor.ru/kakie_bivayut_skazki_e069.html

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Ирина Купцова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп»

Программное содержание :

1. Уточнить и закрепить с детьми известные им литературные произведения ;

2. Развивать предпосылки связной речи : учить составлять повествовательный рассказ с включением элементов описания;

3. Активизировать и обогащать словарь детей, учить словотворчеству;

4. Упражнять детей правильно согласовывать окончание слов;

5. Формировать правильное произношение звука Ш.

Материал и оборудование :

Чемоданчик для Угадайкина, игрушки персонажи из «Сказки о глупом мышонке» (утка, лошадь, жаба, свинья, кошка, щука, корова, курица, овечка) подборка книг в книжном уголке о кошках и мышках, картинка из сказки «Три поросенка» . Разрезанные картинки по стихотворениям А. Л. Барто (по количеству детей, игрушки для обыгрывания, мольберт, элементы костюма для Угадайкина.

Предварительная работа :

Чтение детской художественной литературы , беседы по текстам, обыгрывание словесных игр, драматизация стихов А. Л. Барто.

Звучит мелодия. Дети играют.

Воспитатель : - Дети, прихожу я сегодня утром на работу, открываю группу , а на ковре стоит вот этот чемоданчик (показывает) . Как, вы думаете, кто его нам принес?

Дети : - Волшебник

Валентина Сергеевна

Родители

Сказочница

(Воспитатель перевоплощается, надевая на себя элементы костюма : жабо (накидку, шляпу, нос превращается в Угадайкина) .

Угадайкин : - Угадайкин, приди сюда, Угадайкин – туда.

Совсем я заблудился, гуляя по вашему садику.

Ребята, а в вашей группе случайно нет моего чемоданчика?

Где – то я его оставил?

Дети : - Он здесь.

Да, вот он.

Вот, он чемоданчик.

Угадайкин : - Ах, ты мой хороший, вот ты где!

Ну, я пошел, до свидания!

Дети : - Нет, не уходите,

Будьте с нами.

Останьтесь, пожалуйста.

Угадайкин : - Не уходить!

Тогда попросите меня остаться

Дети : - Угадайкин, пожалуйста, останьтесь;

Будьте с нами.

Мы хотим, чтобы вы были с нами

Оставайтесь, Угадайкин.

Угадайкин : - Хорошо! Будем тогда играть в мою любимую игру – «Угадайку»

Угадайте сказку (читает)

«Глупый меленький мышонок

Отвечает он спросонок :

Слишком громко ты поешь»

(Дети узнают и называют сказку, взрослый достает из чемоданчика знакомую иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке» ).

Угадайкин : - Кто были няньками для мышонка, угадайте на ощупь?

(достает из чемодана мешочек с игрушками : утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука. Корова и овечка – игрушки провокационные)

Дети : - Тетя утка

Тетя лошадь

Тетя жаба и т. д.

Угадайкин : - Всех ли «нянек» мышонка вы отыскали и назвали?

Дети : - Нет

Нет кошки

Угадайкин : - Угадайте, чьи же это лапки?

(из чемодана высовывает лапки игрушечной кошки) .

Дети : - Кошачьи

Угадайкин : - Чьи это ушки?

Дети : - Это кошачьи ушки

Угадайкин : - Угадайте, чей это хвост?

Дети : - Кошачий хвост

Угадайкин : - Чья это мордочка?

Дети : - Кошачья мордочка

Угадайкин : - А вот и сама тетя кошка!

(выставляет кошку)

Угадайкин : - пела мышонку кошка. Вдруг мышонок, как вскочит с кровати, как хвостиком махнет, испугалась кошка и убежала…

Дети : - Нет, не так.

Угадайкин : - Не так? А как?

Дети : - Мышка побежала, кошку позвала : -

«Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать»;

Кошка пела ласково, нежно, красиво :

«Мяу – мяу, спи, мой крошка

Мяу – мяу, ляжем спать

Мяу – мяу, на кровать»;

А потом кошка съела маленького глупого мышонка;

Мама – мышка прибежала, поглядела на кровать, а его нет.

Угадайкин : - Ребята, найдите на книжной полочке книги, в которых живут кошки и мышки.

(работа детей в книжном уголке)

Дети : - В книге «Путаница» ;

В «Сказке о глупом мышонке»

В «Сказке об умном мышонке»

«Усатый – полосатый» ;

«Кто сказал : «Мяу?»

«Кошкин дом»

В сказке «Репка»

В сказке «Страшный зверь» и т. д.

Физ. минутка : - Подвижная игра «Кот на крыше»

Угадайкин : - Угадайте, эту сказку.

(вынимает из чемоданчика картинку из сказки «Три поросенка» )

Угадайкин : - Очень хочу, чтобы вы описали поросят и волка.

Кто хочет?

(воспитатель вызывает детей, дети договариваются, кто, какого поросенка будет описывать, а кто волка)

Дети : - Я – Ниф-ниф;

Я – буду – Наф-наф;

А я Нуф – нуф.

Я буду волка описывать.

Угадайкин : - Не забудьте рассказать, какие вы; веселые или грустные, ленивые или трудолюбивые, во что одеты, что делаете.

(Дети поочередно дают описание)

Дети : - Я веселый поросенок…

Я озорной поросенок…

А я очень трудолюбивый поросенок.

На мне одеты зеленые штанишки с лямочкой, полосатая кофточка (футболка) и красная шапочка с бубенчиком.

Я одет в черные шорты, матросскую рубашку и бескозырку.

Я вы синем комбинезоне. У меня в клеточку рубашка и маленькая лопаточка, она помогает мне строить дом.

А я серый волк. Очень злой, сердитый, голодный.

Весь день по лесу бродил. Даже все штаны разорвал. Они все в заплатках.

(Взрослый загадывает детям логическую речевую загадку)

Угадайкин : - Три поросенка Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф – наф – построили себе новые домики : из соломы –первый, из продуктов, веточек и листочков – второй, из камней, черепичной крыши, красной трубой и надежной крепкой дубовой дверью – третий.

Почему волк отправился к дому, где растут ромашки?

Дети : - Этот дом очень красивый, прочный, надежный. В этом домике можно жить большой семьей.

Около домика очень красиво, много цветов.

В этом домике спрятались сразу три братца поросенка. Волк прибежал к этому домику, потому что там спрятались три поросенка.

Угадайкин : - Я для вас припас новые загадки. Отгадайте, ребята, загадки. Закройте отгадки цветными фишками только те, стихи про которых сочинила А. Л. Барто.

Игра «Отгадай загадки» .

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит

Меж собою говорит (самолет)

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Больше всех на свете он

Очень, очень добрый он

Даже у зверей

Тот и больше

Кто добрей (слон)

Спать пора! Уснул бычок

Лег в коробку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон

Он слонихе шлет поклон.

Маленький кучерявенький

На лугу играет

Ме-е-е – маму подзывает (козленок)

Стихотворение А. Л. Барто

У меня живет козленок,

Я сама его пасу

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу

Он заблудится в саду

Я в траве его найду.

Кинешь в речку – не тонет

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать

Станет кверху взлетать (мяч)

Стих. А. Л. Борто : «Мячик»

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плач

Не утонет в речке мяч.

(Воспитатель угадывает все загадки в разнобой среди них две других , на которые А. Л. Барто стихи не писала) например :

Дробь отбивает

Шагать помогает (барабан)

Много иголок

А все без ниток (еж)

Воспитатель : - Если только захочу

Поверчу и покручу

Необычные картинки

Всем ребятам подарю

(Показывает конверты, в которых лежат разрезные картинки)

Калейдоскоп вам дарит , ребята, новую игру «Разрезанные картинки» по знакомым и любимым произведениям.

Составила :

Воспитатель Купцова И. И.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Конспект итогового мероприятия

по развитию речи в средней

группе (для детей 4-5 лет) на тему:

«Литературный калейдоскоп»

Составил: Воспитатель

Черкасова Анна Викторовна

Тольятти 2018

Задачи : воспитывать интерес к литературе: Устному народному творчеству, поэзии, фольклору; воспитывать чувство сострадания к героям литературных произведений, переживание за них; развивать ритм, совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять детей в инсценировке небольшой потешки; учить правильному, отчетливому произнесению отдельных звуков. Организационный момент : Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают) а какие вы знаете признаки весны? Давайте с вами отправимся на прогулку. Воздух свежий и чистый (подышим). Солнышко стало ярче (глазки зажмурили). На носики упали капли дождя (сморщили носики). Повернулись друг к другу и улыбнулись. Сюрпризный момент Воспитатель: кто-то плачет за дверью. Посмотрим? Дети соглашаются. Входит Буратино. В: А что с тобой случилось? Буратино: Я потерял несколько листов из своей азбуки.

В: Ребята, поможем нашему новому другу составить новые листы для азбуки? Дети соглашаются.

В: Сейчас мы с вами проведем викторину и вспомним сказки, стихи, считалки, загадки. А ты, Буратино, садись и послушай.

Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из сказки « Лисичка-сестричка и Волк»:

… Ловись рыбка мала и велика… Дети отгадывают сказку

В: Назовите героев этой сказки. Кто из них хитрый, а кто простой?

(показывается картинка из сказки)

В: Пришла весна, а избушка у Лисы и растаяла,… Дети отгадывают сказку «Заюшкина избушка» (показывается картинка).

В: Ребята, а кто помог Зайчику выгнать лису из избушки?

(дети отвечают) Назовите еще героев из этой сказки.

Воспитатель поёт песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.… Назовите героев этой сказки. Назовите сказку. (Англ. сказка «Три поросёнка) Как звали поросят? Кто из них был самым умным? (Нуф-Нуф) (показывается картинка из сказки).

Воспитатель читает отрывок из стихотворной сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»: … скачет сито по полям, а корыто по лугам, из окошка вывалился стол и пошел, пошел (дети отгадывают) (показывается картинка)

В: Почему посуда обиделась на бабушку Федору и ушла из дома?

А в конце сказки бабушка исправилась?

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Зимовье»

и спрашивает: Как называется сказка? Назовите героев. Как они готовились к зиме?

В: Молодцы, ребята! Все сказки отгадали. А теперь разминка.

Физминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. (Потягиваются)

Раз-росой она умылась, два-немного покружилась, (Кружатся)

Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела! (Присели-встали - машут руками и бегают по группе)

В: Немного отдохнули и продолжим викторину (садятся на стулья)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи. Затем воспитатель и дети вспоминают считалки, загадки.

В: Видишь, Буратино, какие детки у нас умные, сколько всего знают! А тебе мы хотим подарить листки для твоей азбуки, чтобы ты мог пойти в школу. (Дети дарят картинки Буратино)

Инсценировка.

В: Буратино, мы с детьми приготовили небольшую сценку «В гостях у бабушки Арины». Давай вместе посмотрим.

Дети поочередно читают потешку «Тень тень потетень», один ребёнок изображает бабушку Арину, а другой-кота.

Тень-тень потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится.

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок-себе нос обжёг.

Воспитатель спрашивает: Буратино, тебе понравилось у нас в детском саду?

Он отвечает: Благодарю за подарок, я хорошо провел время.

Дети прощаются с Буратино.

Итог. Воспитатель спрашивает детей, какой герой к ним сегодня приходил? Какие сказки вспомнили? Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Воспитатель читает стихотворение о весне Я.Акима.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе

Мохнатые, точно шмели.

Ольга Анушьян
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Литературный калейдоскоп»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема : «Литературный калейдоскоп »

Задачи :

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь .

Развивать интонационную выразительность речи , память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа :

Чтение сказок.

Материалы :

Игрушка зайчик, коза.

Ход занятия:

Сказачница.

У сказки чистая душа,

Как ручеёк лесной,

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ её творец,

Народ-творец, народ-мудрец,

В неё мечту вложил,

Как золото в ларец

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Сказачница : Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Дети : Колобок

Сказачница : Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он : «Убегу, разомнусь немножко» .

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Сказачница (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик : Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Сказачница : Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети : «Заячья избушка»

Сказачница : Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Угадайте, чей :

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети : Козлята.

Сказачница : Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

Сказачница : Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети : Это сказка «Маша и медведь» .

Сказачница : Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т. д.)

Сказачниц : Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Сказачница : В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите :

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь :

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Сказачница : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Сказачница : В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса» Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети : Гусли.

Сказачница :Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз» , (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали (топают)

И ручками похлопали (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Сказачница : Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Сказачница : Ну вот, мы и вернулись.

Сказачница : Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено . Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи и художественному творчеству в средней группе «В гостях у сказки» ТЕМА: «Мониторинг знаний, умений и навыков образовательной области «Познания» (развития речи) и художественного творчества». ЦЕЛЬ: Определить.

Конспект НОД по развитию речи (с использованием интеллектуальной карты) в старшей группе. Тема. «Мой любимый город» Мой любимы город Программное содержание: закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; Продолжать учить детей в составлении.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить с детьми известные им литературные произведения; 2. Развивать предпосылки связной речи:.

Конспект НОД развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку; активизировать словарный запас детей; развивать связную.

Цели: закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. развивать стремление к точному словоупотреблению;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема недели «Я и моё здоровье». Творческое рассказывание «Почемучки» Конспект непосредственно образовательной деятельности: Развитие речи с детьми старшей группы. Тема недели «Я и моё здоровье». Тема НОД:.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Балапан» Воспитатель: Оразалина Г. С. Тема: «В гостях у бабушки» Цель: Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «В книжном царстве - мудром государстве» Программное содержание: Учить определять свойства бумаги на ощупь, находить бумажные предметы среди предметов, изготовленных из других.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей