Коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. Коммуникативная деятельность детей Правильная организация досуга также важна

Посещение ребенком дошкольного учреждения является обязательной составляющей всестороннего развития личности будущего взрослого человека. Если обучить чтению и письму могут сами родители в домашних условиях, то невозможна без общения с ровесниками и выполнения задач в команде. Детский сад способствует нормальному росту ребенка, готовит его к взрослой жизни.

Виды деятельности согласно Федеральным государственным требованиям

Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения страны. Так, основные виды детской деятельности в соответствии с ФГТ включают игровую составляющую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, продуктивную, а также чтение.

Общеобразовательная программа в детском саду должна осуществляться не только благодаря взаимодействию взрослого и ребенка. Многие задачи малыш должен решать самостоятельно. Такая деятельность позволяет не только приобрести новые навыки, но и закрепить уже имеющиеся.

Федерально-государственные требования разработаны с учетом режимных моментов у детей в соответствии с возрастом. Исходя из этого, основные виды детской деятельности необходимо планировать, принимая во внимание периоды сна и бодрствования.

в детском саду

Игру можно по праву назвать основным видом деятельности в дошкольном учреждении. Ролевые игры помогают развитию личности, активные способствуют быстрому физическому становлению ребенка. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Неслучайно многие образовательные программы построены именно в форме игры.

Весь можно подразделить на две группы. В младшем дошкольном возрасте игры по большей мере приобретают предметный характер. Дети изучают окружающий мир визуально. Они стараются отличить один предмет от другого, попробовать его на вкус. В старшем дошкольном возрасте малыши уже начинают взаимодействовать друг с другом. Популярными становятся ролевые игры. А если воспитатель правильно построит образовательный процесс, в форме игры можно будет научить детей письму и чтению. Все виды детской деятельности в детском саду в той или иной степени должны быть с ней связаны.

Познавательно-исследовательская деятельность

Не менее важной деятельностью можно считать познавательно-исследовательскую. Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность имеет огромное значение в любом детском возрасте. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии.

Отдельно следует обратить внимание на целевые прогулки. В теплое время года благодаря походам в парк или за город воспитатель помогает детям решить сразу несколько задач. Активный отдых можно совместить со знакомством с природой и животными родного края. Кроме того, свежий воздух способствует улучшению детского аппетита и сна. Препятствием для ежедневных прогулок может стать слишком низкая температура воздуха или осадки. В летнее же время года воспитатели должны следить за тем, чтобы дети меньше времени проводили на открытом солнце и носили головные уборы. Практически все виды детской деятельности в детском саду летом могут быть осуществлены на свежем воздухе.

Коммуникативный вид деятельности

Основная задача дошкольного учреждения состоит в подготовке ребенка к будущей взрослой жизни. Маленький человек должен приобрести много навыков, прежде чем он попадет в общество. Это не только умение разговаривать или по назначению использовать бытовые предметы, но и правильное общение с окружающими.

Большинство детей достаточно просто находят общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми. Но в каждом детском дошкольном учреждении обязательно находится группа замкнутых малышей, которым трудно дается социализация. Такое поведение может быть связано с особенностями характера или родительским воспитанием. Нередко неурядицы в семье приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и не хочет общаться со своими товарищами. Основные виды детской деятельности направлены на то, чтобы помочь такому малышу. В игровой форме воспитатель помогает ему раскрыться и наладить контакт с ровесниками.

Правильно организованная в детском саду способствует также и развитию речевого аппарата малышей. Занятия могут включать общение с детьми на определенные темы, ситуативные задачи, беседу, отгадывание загадок. Огромной популярностью у малышей пользуются сюжетные игры. В роли любимых сказочных героев дети становятся более самоуверенными, раскрывают свой творческий потенциал.

в дошкольном учреждении

Для того чтобы существовать в полноценном обществе, ребенку необходимо не только научиться правильно общаться, но и обслуживать себя. Все виды детской деятельности в детском саду способствуют обучению малышей самостоятельности. Они должны уметь правильно одеваться и держать кухонные приборы без помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд также стоит не на последнем месте. Ребенок должен быть ознакомлен с деятельностью взрослых. Особенно это касается бытовых задач. Не только воспитатель обучает малышей культуре быта, но и родители в домашних условиях. Еще в детском дошкольном возрасте родители вместе с воспитателями должны научить ребенка аккуратности. Все малыши должны убирать за собой игрушки и кухонные приборы. Дошкольник обязан знать о том, что все вещи имеют свои места.

Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует также и социальному развитию. Малыш быстрее учится решать те или иные бытовые задачи, начинает понимать степень своей значимости в обществе.

Продуктивная деятельность

Невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант.

Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других.

Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.

Музыкально-художественная деятельность

Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.

Чтение в детском саду

Несмотря на то что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации.

В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их - в слова.

Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.

Правильная организация досуга также важна

Обучение основным навыкам ребенка в детском дошкольном учреждении стоит на первом месте. Но правильно организованная кульурно-досуговая деятельность в детском саду также важна. Чтобы дети смогли с пользой проводить свободное время в группе, должно быть грамотно организовано пространство. Особое внимание взрослым следует обратить на игрушки. Огромную пользу имеют соответствующие зоны в виде живого уголка, кухни или аптеки. Специальные игрушки делают детские ролевые игры более насыщенными.

Условия реализации видов деятельности детей в детском саду включают также и театрализованные мероприятия. Представления и сказки помогают детям лучше закрепить пройденный материал. Кроме того, создаются благоприятные условия для всестороннего развития ребенка в стенах детского дошкольного учреждения.

Няня или детский сад?

Сегодня все больше родителей отдают предпочтение воспитанию детей в домашних условиях. Между тем именно в дошкольном учреждении малыш может получить навыки социально-ролевого поведения. Между детьми устанавливается опыт общения в самых разнообразных формах. Даже негативный опыт, который невозможно получить в стенах родного дома, пойдет малышу на пользу. А игра как ведущий вид детской деятельности будет способствовать всестороннему развитию малыша в коллективе.

Вместе с этим имеет преимущества и воспитание ребенка дома. Няня с педагогическим образованием будет прилагать все свои силы для воспитания конкретного ребенка с учетом особенностей его характера. Это даст возможность воспитать в нем самые лучшие качества.

Смирнова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Улыбка"
Населённый пункт: п. Ханымей, Пуровский р-н, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности коммуникативной деятельности у детей

дошкольного возраста
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение»: Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как относятся к проблеме. Для эффективной коммуникации характерно д о с т иже ние взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от
ситуации. Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В педагогике и психологии развитие личности рассматривается как процесс освоения общественного социального опыта (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Существенной частью этого социального опыта, подлежащего усвоению, являются умения, необходимые дл осуществления различных видов деятельности, в то числе и коммуникативной. Коммуникативный опыт проявляется прежде всего посредством коммуникативных умений в ситуации коммуникации – это налично- деятельностный компонент. Налично-деятельностный компонент проявляется в реальных проявлениях субъекта в условиях коммуникативной деятельности, связанных с уровнем коммуникативных умений и навыков, мобильностью и адекватностью их использования в различных коммуникативных ситуациях, уровне развития и самоконтроля в коммуникативных ситуациях. Анализируя имеющиеся данные одним из важных коммуникативных умений, являющихся фактором эффективного общения, можно назвать владение вербальными и невербальными средствами коммуникации. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Невербальная коммуникация. В общении людей закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Средства невербальной
коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д. В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!» С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная для ребёнка. Первые шаги в его социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная проблема – проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменятся и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.
В раннем детстве не только взрослый влияет на развитие ребёнка. Наступает момент, когда ребёнок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения с взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми. В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка со взрослым и сверстником – разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально – практического общения. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении. При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе - эволюция коммуникативной деятельности, её мотивов, содержания, целей и средств. Ещё в 30-е годы прошлого века Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (С-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком» Так, теперь известно, что стремление ребенка к общению с другими людьми
является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу о том, что ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья. Эти сведения приведены не случайно. Они в значительной степени вселяют в нас оптимизм. Если направленность ребенка на человека генетически предопределена, если потребность в другом человеке оказывается врожденной, то значит в случаях, когда ребенку самому трудно развернуть собственную коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии одной из них – коммуникативной, являющейся, по сути, «родовым» человеческим свойством В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Т.Е.Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строится вся жизнь детей. Дмитриева А.Е. рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы коммуникативной деятельности. По ее мнению коммуникативные умения являются сложными умениями высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Автор классифицирует коммуникативные умения на:
- информационно-коммуникативные – это умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнере по общению, ситуации, соотносить средства вербального и невербального общения; - регуляционно-коммуникативные - это умения согласовывать свои действия с установками и потребностями партнера, умения применять индивидуальный опыт в совместной деятельности, оценивать результат общения; - аффективно-коммуникативные – это умение проявлять эмпатию и сопереживание. В настоящее время, число работ, посвященных общению детей, увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:  Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;  Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;  Изучение взаимоотношений детей. М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно осознаёт свои отношения с ними: как они к нему относятся, чего от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. К важным относится и такая особенность общения сверстников, как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативное - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника. Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех- пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у
взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние»
взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкуренция проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. нарушению у детей коммуникативной деятельности. Таким образом, успешное развитие коммуникативной деятельности дошкольников будет более эффективно, если учитывать уровень сформированиых коммуникативных умений детей.

Надежда Тэугяс
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации

Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» требует пересмотреть подходы к организации образовательного процесса в дошкольных организациях. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных навыков.

Понятие «Развитие коммуникативных навыков» включает в себя два различных по содержанию компонента, которые обычно не разделимы.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникация - (англ. communikate сообщать, передавать) предполагает:

Осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

Обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

Побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом-для достижения результата.

Передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Существует множество определений понятия «коммуникация». Я предлагаю Вашему вниманию два из них:

Коммуникация - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, новыми формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В результате коммуникативной деятельности у дошкольников формируется так называемая коммуникативная компетентность, которая подразумевает развитие следующих умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

Умение получать необходимую информацию в общении.

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

Умение спокойно отстаивать своё мнение.

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

Умение уважительно относиться к окружающим людям.

Умение принимать и оказывать помощь.

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сегодня я хочу остановить Ваше внимание на процессе формирования коммуникативных навыков и умений дошкольников в ходе совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной организации.

Выделяются следующие формы работы с детьми , направленные на формирование у них коммуникативных навыков:

1. Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия.

2. Работа в студиях и кружках ДО.

3. Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).

4. Вечера отдыха (праздничные вечера, вечера общения и знакомств, детские балы).

5. Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные.

6. Экскурсионная работа - ознакомление детей с достопримечательностями города, посещение городского музея и детской городской библиотеки.

7. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, программы по сюжетам телевизионных передач ("большая стирка", "маска-откровение", "моя семья").

8. Наблюдение и элементарный труд в природе;

9. Сценарии активизирующего общения;

10. Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

11. Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

12. Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

13. Игры на развитие мелкой моторики рук;

14. Дидактические игры и упражнения;

15. Бытовые и игровые ситуации;

16. Элементарное экспериментирование.

В процессе развития коммуникативных умений и навыков чаще всего используются следующие методические приёмы :

Беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;

Развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

Релаксационные упражнения;

Рисование;

Проигрывание психогимнастических упражнений;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Подвижные игры;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Игровые обучающие ситуации;

Психоэтюды;

Чтение художественных произведений;

Сочинение историй;

Слушание музыки;

Мини-конкурсы, игры-соревнования

В нашем детском саду активно используется такая форма формирования коммуникативных навыков, как посещение библиотеки детского сада.

Целью посещения библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

В рамках посещения библиотеки проводятся следующие мероприятия:

Тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");

Инсценировки сказок;

Иллюстрирование книг;

Изготовление закладок для книг;

Организация "Книжкиной больницы";

Тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";

Просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы, презентаций о писателях и поэтах;

Чтение художественной литературы.

Для более высокой результативности работы, проводимой в библиотеке используются следующие методические приемы:

Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.

Иллюстрирование художественных произведений детской литературы. (Детям предлагается нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет).

Лепка (изготовление понравившихся героев из пластилина).

Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

Инсценирование понравившихся литературных произведений или отрывков из них.

Творческие задания (Например:

Составление загадок. (Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.)

Приемы фантазирования. (Например,”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).

Прием эмпатии. (Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал)

Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.

Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.

Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:


1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.

2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.

Выделяют три основные категории средств общения:

Экспрессивно-мимические,

Предметно-действенные,

Речевые.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.

В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:

Ситуативно-личностное,

Ситуативно-деловое,

Внеситуативно-познавательное,

Внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).

Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.

В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".


Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.

Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.

Важнейшим средством коммуникации становится речь.

Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".

Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.

Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.