Календарь ребенка. Развитие ребенка по месяцам до года

Ребенок, как и женщина, еще одна загадка природы. Они постоянно удивляют взрослых своими поступками. Радуют сердце и глаз. Дети, это лучшее что может случиться с влюбленными. Они объединяют людей. Взросление каждого малыша происходит в несколько этапов. На каждом из которых подстерегает огромное количество проблем.

Сложнее всего с ребенком, который не умеет самостоятельно не ходить, не говорить, не кушать с ребенком который не может сам абсолютно ничего. То есть, с младенцем. Он даже боится своих рук на этом периоде жизни. Когда ребенок начинает контролировать руки?

Данный процесс начинается после того как проходит хотя бы пол года жизни с момента рождения. С чем связанно данное поведение малыша? Просто не все системы отлично сформировались на момент рождения, поэтому ребенок не воспринимает свои руки и не знает для чего, они ему нужны. Проще сказать, для него это чужеродный объект, который постоянно мешает и норовит попасть в глаз или нос.

Ничего серьезного данная проблема собой не представляет, она проходит у всех детей. Когда ребенок перестает махать руками вы заметите это сами. И случается это в возрасте 3-6 месяцев, именно тогда дети начинают фиксировать свое внимание на предметах, а так же брать их в руки.

Ребенок обнаруживает, что у него есть руки

Гораздо больше времени, чем на осознание причастности к родным, ребенок тратит на то, чтобы обнаружить наличие у себя рук. Ваше лицо возникает в поле его зрения несколько раз в день, а его собственные руки обычно остаются вне поля его зрения и, соответственно, никак не воспринимаются его сознанием - до тех пор, пока сам ребенок не становится способен на некоторые действия, благодаря которым он осознает, что у него есть руки.

Однако этот этап не наступает, пока у него руки сжаты в кулачки. Но вот они разжались, и ребенок готов держать предметы, если вложить их ему в руки.

Шестинедельный младенец находит руки лишь на ощупь. Он умеет хватать одну руку другой, раскрывать и сжимать кулачки. К восьми неделям он манипулирует руками так же, любым другим предметом, но еще не поднимает руки к глазам, чтобы разглядеть их. Двухмесячный ребенок уже умеет управлять своими руками довольно-таки свободно, и поэтому, лежа на спине, он, конечно же, тряхнет погремушкой - и она, конечно же, загремит. Услышав звук, ребенок попытается понять, откуда он исходит, и вот, скосив глаза, он впервые в жизни видит собственные руки и зажатую в них погремушку. В последующие две-три недели очень важно давать ребенку игрушки, которые удобно хватать и которые легко издают звуки, когда ими тряхнешь даже не очень сильно.

К десяти-двенадцати неделям младенец уже хорошо играет руками, не сводя с них глаз; сводит руки вместе, разводит их в стороны, пока они не пропадут из поля зрения, снова сводит их, перебирая пальцы... Он в это время сосредоточен не меньше, чем пятилетний ребенок, который смотрит телевизор.

К трехмесячному возрасту он уже будет исследовать руки не только глазами, но и ртом. Как только ребенок начнет засовывать пальцы в рот, за ними последует в рот и многое другое - рот стал теперь частью его исследовательского аппарата, изучающего окружающий мир. Ребенок не сможет теперь всесторонне исследовать объект, пока не засунет его себе в рот. Не старайтесь отучить ребенка от этой “дурной привычки” - вы потратите время совершенно впустую и даже в ущерб развитию ребенка. Лучше регулярно мойте игрушки. Рот ребенка - часть большого исследовательского инструмента, поэтому особенно жалко, что у некоторых детей он почти всегда заткнут соской. Конечно, плаксивые, раздражительные дети, которым соска нужна почти постоянно, пожалуй, еще не способны играть собственными руками. Но большинство младенцев довольствуется соской лишь во время сна, так что их рты, как и руки, исследуют мир.

Вещи, окружающие младенца, влияют на его развитие, помогают развивать моторику, внимание, концентрацию. Важным этапом является время, когда ребенок начинает держать предметы в ручках.

Особенности развития

Новорожденного игрушки не интересуют, но на 3-ей неделе жизни он может увлекаться яркими предметами, следить за погремушкой глазами. Ребенок еще не контролирует движения, но хватательный рефлекс хорошо развит. Младенец сожмет вложенную в руку вещь, станет держать, но не поймет, что произошло. Это неосознанное движение, также грудничок хватает мамин палец, одежду. Самостоятельно он не отпустит предмет, придется разжимать его пальчики.

Во сколько месяцев малыш начнет держать игрушку? К хватанию предмета он приходит в несколько этапов:

  1. После 8-10 недели он начинает удерживать в ручках вложенные предметы, изучает их, часто тянет в рот;
  2. Достигнув 4-х месяцев, он осознанно хватает предметы, попадающие в поле зрения, притягивает их, пробует трясти и радуется полученным звукам;
  3. После 5 месяцев ребенок пытается брать предметы с кроватки, пеленального столика, зажимает их двумя руками, постепенно учится справляться одной;
  4. Шестимесячный ребенок способен хватать вещи из положения лежа, может одновременно держать разные предметы в двух руках. До этого момента детям не хватает концентрации для фиксации пары погремушек. Ребенок, держащий вещь в ладони, разжимает ее при получении игрушки в другую ручку.

Дети случайно задевают погремушки, висящие в кроватке. Они могут обрадоваться, и взрослым кажется, что это игра. На самом деле эмоции бывают и отрицательными. Во избежание испугов нужно подвешивать игрушки не ниже 40-50 см над кроваткой, пока ребенку не исполнится 2 месяца.

Научить держать предмет

Все занятия проводятся в игровой форме, с разговором и в хорошем настроении. Любой навык занимает время, требует от грудничка усердия и многократных повторений. При первых попытках ему тяжело удержать предмет, нельзя сердиться на ребенка, сравнивать, даже мысленно со знакомыми детьми, расстраиваться. Обязательно нужно заниматься с грудничком, это значительно ускорит приобретение новых навыков и положительно повлияет на развитие в целом.

Сцепление ручек

Верным признаком того, что ребенок начинает активнее познавать мир, является соединение ручек над грудью. Обычно этим движением сопровождается потягивание к какому-либо предмету. Чтобы научить сцеплению, нужно соединять ручки младенца: так он чувствует пожатие своих пальчиков. Упражнение удобно выполнять, когда малыш на руках. Во время кормления можно обвить ручками бутылку.

Вкладывание в руку

Нужно заинтересовать ребенка, поводить перед ним игрушкой на расстоянии 20-30 см от груди, погреметь. Заметив вещь, ребенок следит за ней взглядом. Затем мама вкладывает погремушку в ручки малыша.

Располагать ее нужно поперек ладони, между большим и остальными пальцами – при сжимании ее удобнее будет держать. Сначала маме нужно помочь ребенку и соединить пальчики, обхватив игрушку.

Первое время малыш может брать и быстро отпускать предмет, затем начинает фиксировать его на несколько секунд, постепенно увеличивая время

Когда ребенок крепко держит игрушку, нужно разнообразить упражнение, пытаясь «отобрать» ее: легонько потянуть на себя. Так он почувствует напряжение в мышцах. Постепенно грудничок сам тянется к погремушкам. Действия нужно сопровождать речью, соблюдая вопросительную, восклицательную интонацию.

Хорошим развивающим приспособлением станет коврик из лоскутов разной фактуры, с крепко пришитыми пуговицами, крупными бусинами, подобными вещами.

Схватывание предметов

Для выработки хватательного движения нужно подвешивать яркий предмет рядом с левой или правой ручкой. Не нужно торопиться и вкладывать игрушку в ладонь малыша. Он должен проявлять самостоятельность, развивать движения, познавать их механизм. Не следует торопить ребенка, нужно соблюдать алгоритм действий:

  1. Коснуться тыльной стороны его руки, так он раскроет ладошку;
  2. Заинтересовать вещью, позвенеть;
  3. Ждать, чтобы ребенок сам брал предложенную вещь;
  4. Если малыш не проявляет интерес, нужно поменять погремушку и повторить действия.

Процесс сопровождать улыбкой и разговором. Постепенно нужно помогать ребенку трясти погремушку или сжимать игрушку с пищалкой. Он запомнит движение и попытается повторить самостоятельно.

Затем нужно подводить его свободную руку к занятой и дать дотронуться до предмета. Это способствует формированию перекладывания из одной ручки в другую. Если разместить рядом с малышом несколько игрушек, он потянется к понравившейся.

Важные моменты

При развитии у ребенка навыка держать предметы нужно учитывать несколько рекомендаций:

  1. Для первых занятий подбирать игрушки с длинной ручкой, примерно 15 см, потом он сможет брать мелкие предметы. Расцветка должна быть яркой, подойдет зеленый, красный, оранжевый. До полугода не вкладывать в руки тяжелые предметы, т. к. малыш может ударить себя по голове;
  2. Использовать игрушки разных цветов, форм, выбирать погремушки с необычным наполнителем, а также музыкальные. Нужно разрешать малышу щупать предметы с разнообразной фактурой. Новые тактильные ощущения развивают мелкую моторику, постепенно формируют предпочтения;
  3. Нельзя оставлять малыша наедине с игрушкой, это травмоопасно;
  4. Лучше подбирать время, когда все потребности удовлетворены. В хорошем настроении грудничок будет охотнее принимать и держать погремушку;
  5. Все упражнения нужно выполнять поочередно для обеих ручек. Иначе формируется навык левши или правши. Подносимую вещь ребенок берет ближней рукой: так удобнее и быстрее. Если упустить этот момент, движение становится привычкой после регулярных повторений. В последующем малыш просто в силу навыка хватает предмет определенной рукой с любой стороны;
  6. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он взял игрушку. Это важно психологически, позволяет ребенку радоваться успехам и является хорошим стимулом для дальнейших усилий;
  7. Следить за чистотой игрушек. Младенцы все пробуют на вкус, особенно при прорезывании зубов. Ругать их нельзя и бесполезно, но необходимо обеспечить безопасность;
  8. Регулярно заниматься с ребенком или просить кого-нибудь из родных, чтобы он обучал его. Дети теряют интерес при выпадении игрушки из руки. Если взрослый повторно дает вещь, ребенок с удовольствием продолжает занятие.

Развитие у малышей индивидуально, некоторые с интересом берут и рассматривают предметы раньше 12 недель, чаще навык формируется позже. Если и в четыре месяца младенец плохо держит игрушку, нельзя паниковать и считать это отклонением. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, времени, уделяемое родными для игр и обучения, положительную роль играет грудное вскармливание.

О подозрениях необходимо сообщить врачу во время осмотра. Если с реакциями, зрением и нервной системой малыша все в порядке, нужно просто подождать, постепенно он научится тянуться и хватать погремушку. Иногда дети отказываются брать в ручки вещи, которые им не нравятся, нужно пробовать погремушки разного цвета и формы.

На третьем месяце ребенок входит в важный этап в своей жизни и внимание родителей должно быть сконцентрировано на кормление и гигиенические процедуры. А главное, именно в этот период формируется суточный ритм малыша.

Нормы развития трехмесячного ребенка

Уже к концу второго месяца ребенок активно реагирует на окружающий мир. Именно развитие малыша в 3 месяца начинается со знакомства с ним. Малыш осознанно концентрирует взгляд на предметах, которые находятся в непосредственной близости к нему. Кроха реагирует на различные звуки, причем приятным ему звукам он улыбается, а на неприятные реагирует плачем. То есть, он уже ярко выражает свои эмоции. Если на протяжении двух месяцев связь с малышом была односторонней, все его реакции были нарефлекторном уровне, то теперь ребенок поднимает самостоятельно головку, тянет ручки к интересующему его предмету, прислушивается к голосам и интонациям.

Трехмесячный ребенок, находясь на руках у родителей в вертикальном положении, 30 и более секунд держит головку, свободно поворачивает ее на180° за интересующим предметом. Глазки такого крохи еще слабенькие, поэтому ему проще и приятнее концентрировать взгляд на неподвижных или медленно движущихся предметах.

Иногда малыши в трехмесячном возрасте могут слегка косить глазками. Это объясняется тем, что ребенок приспосабливается к новому видению предметов. Лучше всего над кроваткой подвесить несколько крупных игрушекна резинке ярких, преимущественно красных оттенков. Малыш в таком возрасте различает цвета и с охотой тянется ручками к заинтересовавшей его игрушке.

Малыш двигается

Крепкие, подвижные детки в начале третьего месяца уже двигаются, но в соответствии со стандартами, развитие малыша в 3 месяца только к концу третьего месяца или даже началу четвертого считается нормальным, когда малыш самостоятельно переворачивается со спинки на животик. Таким образом, он развивает «корпусную стабильность», проще говоря, пробует возможности своего тела. Лежа на животике, ребенок сам поднимается и опирается на локоточки, держит головку 2-3 минуты, свободно поворачиваетее в разные стороны, рассматривая все его окружающее. Если малыш все это выполняет, это означает отличные неврологические показатели.

Но самое интересное, что уже в этом возрасте, держа ребенка под мышки, его уже можно на пару-тройку секунд ставить на ножки. Конечно, стоять онне будет, это пока только его визуальное восприятие, кроха щупает ножками опору. Как правило, такая процедура очень нравится малышам.

Правила предосторожности

Именно потому, что развитие малыша в 3 месяца переходит в активную стадию, за ребенком нужен особо тщательный уход. Крохе все интересно, онвертится и крутится во все стороны постоянно. Поэтому малыш должен всегда находиться в огороженном месте. Это может быть детский манеж или кроватка с поднятой стенкой. Или хотя бы подушки должны отделять малыша от края, предотвращая его возможное падение. Ну и конечно, желательно, не спускать с ребенка глаз, а поскольку физически это невозможно, находясь на расстоянии, можно ласково что-нибудь ему говорить. Он некоторое время будет концентрироваться на голос и не станет крутиться, поскольку в таком возрасте дети не могут делать два дела одновременно.

Развитие малыша (4 месяца).

Вашему крохе уже исполнилось 4 месяца,в это время он начинает выражать свои эмоции более адекватно. У него формируются первые хватательные движения ручек, ребенок все, что в ручках тянет в рот и тренируется в переворотах – так что пора принять дополнительные меры безопасности – это чистые игрушки, которые должны быть прочными и не имеющие мелких деталей. Но и ни в коем случае нельзя препятствовать этому навыку принципиально важному, ведь ваш малыш именнотаким образом знакомится с окружающим миром. Он все облизывает и пробует «на зубок», что является в его развитии важным инструментом. Именно на этом основывается развитие малыша в 4 месяца.

Используйте для чистки игрушек детские моющие специальные средства, которые в себе не содержат вредные компоненты для ребенка. Их нужно мытьрегулярно, и тщательно ополаскивая.

Поведение четырех месячного крохи

Должны сделать первую прививку от столбняка, дифтерии и коклюша, и первую вакцинацию от полиомиелита.

Развитие малыша в 4 месяца уже позволяет в сутки потреблять пищу объемомдо 1 литра. Грудное вскармливание способно компенсировать всю потребность крохи в пище и в жидкости. Если у ребенка искусственное вскармливание, то можно уже начинать вводить прикорм – это овощные и фруктовые пюре, кашки, а также переходить на режим кормления 5 раз в день.

На этом этапе развития периоды, когда малыш бодрствует, заметно удлинились. Он уже уверенно держит головку лежа на животике и приподнимается на ручках. Также разглядывает с интересом перед собой предметы, пытаясь до них дотянуться и одной ручкой схватить, опираясь при этом на другую. Ребенок, лежа на спине, радостно играет со своими ножками, ловит их ручками и старается дотянуть в ротик, еще пытается перевернуться со спины на животик. При подтягивании крохи за ручки из положения лежа на спинке, он садиться и старается выпрямить свою спинку.

Игры

Теперь ваш ребенок с огромным энтузиазмом, много и хорошо «гулит», а также громко смеется, при этом тренируя свой речевой аппарат. Такой яркий и эмоциональный месяц жизни малыша наполните радостью общения – чаще берите его на руки, улыбайтесь, смейтесь и не скупитесь на ласку.

На этот месяц в хит-параде игр абсолютным лидером является игра в «ку-ку» или в прятки. Вы пропадаете из поля зрения малыша и потом внезапно снова появляетесь, или можно по-другому – свое лицо чем-нибудь закрываете. И ваше «возвращение» всегда будет встречаться смехом. К игрушкам, которые положительно влияют на развитие малыша в 4 месяца, можно отнести мелодично и ненавязчиво издающие звуки неваляшки, игрушки-подвески, развивающие коврики и другие игрушки, которые предназначены для тактильной и визуальной стимуляции развития, и выполнены из нетоксичных и прочных материалов.

В трех-четырех месячном возрасте интенсивность прибавки веса у малыша снижается – и составляет приблизительно 750г. Примерно на 2 см. увеличивается его рост, и сравниваются окружности грудной клетки и головы.

Развитие малыша (5 месяцев).


Развитие малыша в 5 месяцев делает акцент на формирование двигательной активности – на моторный компонент. Кконцу этого месяца кроха уже будет самостоятельно в пространстве менятьположение собственного тела, совершать перевороты с животика на бок и обратно. При этом развиваясь как физически, так и психологически.

Какие способности имеет малыш?

Продолжается на 5 месяце жизни крохи усовершенствоваться координация егодвижений – он уже с ловкостью хватает, притягивает к себе и отталкивает, ловит, затем ощупывает игрушки-подвески, и таким образом он«собирает» об окружающих предметах сенсорную информацию, из-за чего осуществляется накопление чувственного опыта. Когда малыш лежит на спинеон совершает забавные «пируэты» и движения ногами, а при захватывании ручками предметов-подвесок и поднимая их, активируются не только мышцы рук но и другие мышцы тела.

К началу 5 месяца жизни малыш уже может самостоятельно сидеть, при этом делая опор на свои ручки вытянутые вперед – это важный шаг к его и вашейнезависимости. Его попытки сесть нужно поощрять, хвалить и высказывать всячески ваше одобрение – это будет стимулировать его к повторным попыткам сесть, что является отличной тренировкой мышц спины. Кроха уже может на твердой опоре устойчиво и ровно стоять, если его поддерживает подмышки взрослый.

Если в поведении крохи появилось беспокойство, он тянет в рот кулачки и их грызет, то это признак, что начались резаться зубки. К симптомам можно отнести повышенную сонливость, небольшое повышение температуры и дерганье себя за ушки. И эти признаки проявляются еще за несколько недель до того как из распухшей десны появиться краешек первого белоснежного резца.

Ввод прикорма

Развитие малыша в 5 месяцев уже угасает рефлекс выталкивания из ротика ложечки, его пищеварительная система уже достаточно окрепла и можно начинать вводить прикорм. При условии, что все необходимые вещества ребенок получает при грудном вскармливании, то первое опробование «настоящей» пищи можно провести попозже – этим вы снизите возможность возникновения пищевой аллергии. А если ребенок кормиться искусственно или смешанно, он появился на свет раньше положенного срока, отмечаются проявления рахита или анемии, то самое время вводить прикорм, начините совощного пюре.

Игрушки

В этот период лучшими игрушками для малыша станут удобные для удерживания в его ручке погремушки с ручками, которые стимулируют способность перехватывания предметов из рук взрослого, музыкальные предметы, игрушки-пищалки, мягкие кубики, имеющие яркие цвета, фактурныепредметы. Для глаз генетически более полезными являются такие цвета - зеленый, оранжевый, голубой, желтый.

Ребенок в процессе общения проявляет яркую реакцию на ему знакомого человека. Замечается разная реакция на интонации голоса издаваемые взрослым – кроха может расплакаться на отрицательную, а ласковое общениевызовет доброжелательный вид, хорошее расположение духа, он начинает громко и певуче гулить.

Когда и во что играть с ребенком до года.

Уже с самого своего рождения ребенок готов к усиленному развитию своих умственных и физических способностей. Причем он открыт к такому развитию по средствам общения, тесного взаимодействияс взрослыми и посредствам игры. Что же мы, взрослые сможем предложить ему, когда ребенок начинает играть? Об этом мы и хотим поведать на страницах этого материала. Начинать никогда не рано!

Когда ребенок начинает играть: от 0 до 3 месяцев

Конечно, в таком возрасте малыш еще во многом ограничен в своих возможностях по причине еще не совсем полного физического развития. Поэтому его игра должна быть в полной мере обогащена общением с родителями. В этом возрасте рекомендуется:
Носить младенца на руках с той целью, чтобы он видел, что происходит вокруг него, танцевать вместе с ним, при этом раскачиваясь в такт звучащей музыке;
Разговаривать с малышом и пойте для него песни. Когда ваш малыш станет старше, не стесняйтесь гримасничать с ним, всячески веселить его,заставляя смеяться;
Можно ласково пробегать пальцами по животу малыша, ласково его тормошить.

Играем в возрасте 4-6 месяцев

В этом возрасте родителям можно порекомендовать следующие игры с маленьким:
Кружите его в воздухе;
Вспомните игру-сказку «Сорока-ворона». Да, да ту самую, где сорока-ворона «кашку варила и на порог скакала». Загибая его пальчики вовремя этой игры, вы помогаете развитию его тактильных и моторных функций.
Покажите малышу, как он может плескаться в ванной во время купания.Рекомендуемым списком игрушек, с которыми ваш ребенок сможет играть в этом возрасте может быть следующий список: текстурные игрушки из резины,которые малыш сможет жевать, прыгунки (желательно применять у шестимесячных малышей, которые могут держать голову), в момент купания, покажите ему как удобно лить воду при помощи небьющихся чашек, простейшие, прыгающие и музыкальные игрушки, при помощи которых ребенок поймет причинно-следственные связи.

Играем в возрасте 7-9 месяцев

Рекомендуемыми играми в таком возрасте могут стать:
Прятки, при которых родитель будет закрывать лицо руками, а потом удивлять малыша внезапным открытием своих ладоней;
Ползание по маминому или папиному телу;
Легкое покусывание пальчиков на ручках или ножках;
Игры в «аэроплан»;
Наполните коробку из-под печенья, или же конфет любыми неопасными предметами, пронаблюдайте, как маленький будет их вынимать и бросать их.

Играем в возрасте 9-12 месяцев

В этом возрасте можно порекомендовать различные варианты пряток, когда вы будете накрывать малыша материей и делать вид, что вы его потеряли, прятать предметы у него на глазах в шкафы ил ящики, разучивание несложных песенок, танцы, катание на спине, и кружение в воздухе.


Статья из журнала "Мой ребенок" 06.2003 Ольга Николаева

Уделяя внимание крошечным пальчикам и ладошкам своего малыша, вы тем самым развиваете его интеллект и эмоции.

Когда малыш только-только родился, все в нем кажется таким необычным - огромные голубые глаза, крохотные пальчики на ножках, нежные складочки на животике... Но самым удивительным "инструментом" знакомства с новым миром, развития собственных возможностей и познания себя, без сомнения, становится рука ребенка. Правая и левая, а точнее - обе сразу. Уже во время своей внутриутробной жизни малыш понемножку учится двигать своими ручками, а с середины 7-го месяца беременности и до самого рождения "тренируется" в умении подносить ко рту и сосать палец, сжимать и разжимать кулачки. Внимательная мама обязательно услышит, как малыш стучит ладошкой (или локотком) изнутри - "привет, это я"... В такие моменты нужно поговорить с крохой, рассказать ему или ей о своей любви, похвалить за "зарядку" и "упражнения".

Привет, я родился!

У новорожденного крошки ладошки сжаты в кулачки, ручки (как и ножки) согнуты в суставах и прижаты к телу. Это совершенно не должно вас беспокоить: тонус мышц - сгибателей рук и ног у младенцев остается повышенным приблизительно до 3 месяцев, что является физиологической нормой. В первые недели жизни ребенок учится управлять головой и глазами, затем постепенно распрямляет тело из "позы эмбриона" и лишь потом начинает действовать руками. Очень хорошо, если первые 2-3 месяца ваш малыш сможет проводить в небольшой плетеной корзинке (а не в детской кроватке, которая кажется ему огромным неуютным пространством) - крошке будет так интересно ручками трогать стенки корзинки: они выпуклы и приятны на ощупь.

Не пользуйтесь одеждой для самых маленьких с зашитыми рукавчиками: конечно, младенец может нечаянно царапнуть себя, но в такой одежде он лишается важных моментов "ручного" знакомства с окружающим миром. А ведь оно происходит постоянно - при кормлении малыш трогает теплую мамину грудь, сидя на ручках, дотрагивается до вашей кофты или волос, лежа касается прохладной простынки... Трехмесячные ручки. Пальчики пока не очень послушны, но у многих младенцев ладошка к 2-3 месяцам уже раскрыта, а не сжата в кулачок. Именно этой ладошкой малыш и будет прикасаться к игрушкам, дающим разнообразные тактильные ощущения. Подвесьте над кроваткой (укрепите на переносной треноге или специальной надкроватной дуге) мягкие шарики из разных материалов - ребенок будет счастлив, когда ему удастся попасть по ним рукой. Интерес вызовет любая игрушка или вещь, издающая звук при касании: вместо однообразных пластмассовых погремушек можно повесить легкий колокольчик (или сразу несколько маленьких колокольчиков на одном шнурке), детский бубен, небольшую мягкую игрушку со звоном внутри, крупные деревянные бусы.Все эти предметы пригодятся малышу и в дальнейшем - для ощупывания и знакомства на зубок.

С 3 месяцев можно в ручку крошки вкладывать небольшой мягкий поролоновый мячик (его удобно сжимать и разжимать пальчиками). Для этих же целей через пару месяцев отлично подойдет полунадутый мяч для плавания, его удобно держать в ладошке, перекладывать и трясти. Важная веха первых месяцев - ручки научились попадать в ротик. Самое время вложить в них берестяную или деревянную удобную погремушку. И вкусно, и на ощупь приятно!

Хваталкин-Держалкин

Развитие движений рук ребенка происходит по принципу "от плеча к кисти": пройдет долгих 10-15 месяцев, пока беспорядочные движения младенца не превратятся в движения "предметного действия". То есть маленькие ручки начнут действовать согласно основному предназначению предмета: ложкой малыш будет есть, а не стучать по столу, причесываться станет только расческой, а не карандашом или стаканчиком. Но до целенаправленного действия рук пока далеко, ведь крохе только 4-5 месяцев! В восторг и умиление вас будет приводить новое умение грудничка лежа на спине, он с энтузиазмом и увлечением захватывает свои ступни маленькими ладошками и тащит их в ротик. Пальчики рук ловко знакомятся с каждым пальчиком ноги... В этом возрасте дети хватают предметы двумя руками, трясут погремушкой, вложенной в руку, водят пальчиками по поверхности игрушки, одним словом, всячески ощупывают все, что под рукой. Предлагайте малышу игрушки не только удобные для захвата рукой, но и для удерживания в ней - из дерева, шерсти, бересты, шнурков (свяжите несколько разноцветных веревочек тремя-четырьмя узлами). Великолепны бусы из рудракши и обработанного янтаря, главное, чтобы они были хорошо закреплены на прочном шелковом шнуре. Некоторые из этих предметов можно привязать к прутьям детской кроватки.

На что бы опереться?

Во втором полугодии жизни малыш продолжает совершенствовать движения своей руки. А как же иначе он научится ползать, сидеть, вставать и ходить? Обратите внимание, какую огромную роль в этих важнейших двигательных свершениях маленького человека играет рука - малыш поползет на четвереньках лишь в том случае, если будет иметь опору на раскрытую ладонь; грудничок начнет садиться сам только при помощи рук - надо же ему на что-то опираться во время первых, таких еще неуверенных попыток! И, наконец, ребенок никогда не научится вставать самостоятельно, если не будет держаться за прутья кроватки, мамину юбку или открытую дверцу шкафа. После 6 месяцев развиваются как общие движения руки, так и мелкая моторика пальчиков. Малыш учится размахивать руками и всем, что в них лежит (через несколько недель он будет стучать и извлекать звуки из предметов). Предоставьте ему возможность для получения разнообразных тактильных ощущений и совершенствования мышц кисти. Жестяная крышка от новогоднего подарка существенно отличается от большой пластмассовой крышечки из-под детского крема, а шелковый платочек не так легко удержать в руке, как плоский кусочек поролона, браслетик на запястье (не совсем понятно, как его снять - придется подумать, а заодно и развить поворотные движения кисти), разнообразные счеты для вдумчивого перебирания костяшек.

"Разговорные" пальчики

Для нормального психического развития ребенка большое значение имеет то, насколько умело он управляет своими руками. Развитие центральной нервной системы позволяет малышу соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения руки. Совершенствование таких движений (особенно кисти) ускоряет развитие речевого центра головного мозга, то есть способствует умению говорить. Полноценное развитие движений руки в раннем возрасте - это один из необходимых этапов в совершенствовании мыслительной деятельности, ведь площадь рук занимает от 60 до 80% в общей площади коры головного мозга! Самые обширные зоны "обслуживают" движения кисти и большого пальца. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вряд ли наши прабабушки знали об этом, тем не менее всем известные "Сорока-белобока", "Ладушки" и аналогичные пальчиковые игры входят в обязательный репертуар веселого обучения младенцев с давних пор. Вот еще несколько примеров подобных игр и упражнений:

Птичка, птичка, вот тебе водичка (водите указательным пальцем по раскрытой ладошке малыша).
Вот тебе и крошки на моей ладошке (нежно пощипайте ладошку).
Этот пальчик хочет спать (перебирайте пальчики),
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Ну а этот - уж заснул!
Лишь один мизинчик
Пошел в магазинчик.
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец - самый меткий:
Он срывает сливы с ветки,
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.

Или вот так:

Ивану-большаку - дрова рубить (загибайте пальчики в кулачок),
Ваське-указке - воду носить.
Мишке-среднему - печку топить.
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке-Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать (раскройте кулачок малыша).

Или еще замечательный вариант:

Мой пальчик-непоседа (поочередно трогайте каждый пальчик),
Быстрее шевелись,
А если вдруг устанешь,
Скорей сюда садись (дотроньтесь каш либо пальчиком до носика, животика или же ножки).

Физиологи рекомендуют стимулировать речевое развитие малышей с помощью тренировки движений пальцев рук. В возрасте 6-7 месяцев занимайтесь ежедневным массажем кисти рук и пальцев, каждой фаланги - разминайте и поглаживайте в течение 2-3 минут.

С 10 месяцев покажите грудничку и активные упражнения для всех пальцев рук с достаточной амплитудой: давайте катать пальчиками деревянные шарики и кольца различного диаметра, разминать шарики из теплого теста, нетоксичного пластилина (эта информация должна быть указана на маркировке). Можно заняться строительством из и кубиков разной формы и размера, попробовать собирать двух-трехпредметные пирамидки, перекладывать из одной коробочки в другую незаточенные карандаши, крупные пуговицы. Эти простые пальчиковые упражнения и игры не только благотворно влияют на развитие речи, но и подготавливают ребенка к рисованию и письму. Кисти и пальчики приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Маленькие ручки вашего малыша продолжают открываться миру: у них впереди столько интересного! Ведь рука - это самый совершенный инструмент, важнейший орган чувств, незаменимый помощник человека в общении.

Что умеют эти ручки: проверьте себя

Характеристика

Возраст

Хаотические движения рук

1,5-2 месяца

Лежа на спине, подносит ручки ко рту

Захватывает предмет, который касается ладони или пальчиков

Смотрит на движения своей руки

с 3 месяцев

Кисти раскрыты, тянется одной или двумя руками к предмету

3,5 месяца

Лежа на спине, может схватить игрушку одной рукой

4,5 месяца

Перекладывает предмет из одной руки в другую

6 месяцев

Вращает кистью с игрушкой

7,5-8 месяцев

Хлопает в ладоши

9 месяцев

Берет мелкий предмет двумя пальцами (большим и боковой поверхностью указательного)

10 месяцев

Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного)

12 месяцев